Раздел 2. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ
АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1. Технико-экономические особенности
авиационного транспорта и организации перевозок пассажиров
Воздушный транспорт является одним из
основных, массовых средств перевозки туристов. Он занимает ведущее место в
суммарном пассажирообороте всех видов транспорта в междугородном и международном
сочетаниях.
Выбор воздушного транспорта
туристами как средства перевозки обусловлен целым рядом причин: во-первых,
авиация - это самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на
дальние расстояния; во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время отличается
достаточно высоким уровнем; в-третьих, ведущие авиационные компании мира через
международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским фирмам
комиссионное вознаграждение на каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем
отдавать предпочтение авиаперевозкой среди других видов транспорта.
На коротких расстояниях (до 500 км)
железная дорога и автомобильный транспорт имеют явное преимущество перед воздушным за
счет значительно меньшего времени на наземное обслуживание. Однако, при росте
расстояния перевозок пассажиры отдают предпочтение воздушному транспорту.
При расстоянии перевозок
от 1000-1500 км доля воздушного
транспорта составляет - 2,5-5%;
от 1500-2000 км - 15-20%;
от 2000-3000 км - 20-30%;
свыше 3000 км-50 - 100% [31, с. 11].
Сейчас в мире насчитывается более
1300 авиакомпаний, в странах СНГ в настоящее время действуют около 500 авиакомпаний и
авиапредприятий. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5
млрд. человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают сейчас больше 470
перевозчиков, 250 из которых осуществляют международные регулярные авиарейсы.
В обслуживании международных
воздушных сообщений участвуют более 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из
них обслуживают международные регулярные авиаперевозки.
Крупнейшими авиакомпаниями мира по
количеством перевозок считаются: американские «Delta Air lines», «Pan American», французская «Air France», немецкая
«Luathansa», британская «British Airways», российский «Аэрофлот»
и другие.
Однако, систему международного воздушного
транспорта составляют не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и
государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти
сообщения, а также международные организации воздушного транспорта, которые употребляют
меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.
Сетей международных перевозок в настоящее
время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.
Основные технико-экономические
характеристики пассажирского воздушного транспорта могут быть конкретизированы
за такими направлениями:
1. Высокая техническая и
эксплуатационная скорость движения, что позволяет выполнять беспересадочные перелеты
большой дальности за короткое время. При туристическом путешествии эта особенность
приобретает очень ценного качества. Она позволяет оптимизировать структуру бюджета
свободного времени туриста в сторону пребывания непосредственно в городе туристического
интереса и реализации им своих конкретных целей.
2. Меньшие, по сравнению с другими
видами транспорта, капитальные вложения в наземные постройки. В отличие от других
путей сообщения воздушный транспорт нуждается примерно в 10-20 раз меньше
капиталовложений на освоение новых линий. Основные расходы на воздушном
транспорте связаны со строительством аэропортов, причем строительство одного
аэропорта позволяет открыть не одну, а несколько новых авиалиний связи с
другими аэропортами.
3. Высокая пропускная способность
воздушных трасс и самого авиационного транспорта. Например, современный
пассажирский самолет Воэing-747 имеет вместимость до 500 мест и
дальность полета 13,5 тыс. км, а Аиrbus-380
может перевозить более 600 пассажиров на расстояние 15 тыс. км. Высокая
эксплуатационная скорость самолетов, их растущая емкость позволяют выполнять
огромный объем перевозок за определенный период времени.
4. Высокий уровень комфорта и
качества обслуживания при осуществлении пассажирских перевозок. В
конструктивном отношении современные самолеты предоставляют значительные удобства
путешествующим. Просторные салоны, комплексное обслуживание на борту, организация
развлекательной программы во время полета утверждают самолет как наиболее комфортный
средство передвижения.
5. Высокая степень безопасности при
подорожуванні. Многолетними наблюдениями установлено, что количество
транспортных аварий на 1 млн. пассажиро-километров на воздушном транспорте является
самой низкой в сравнении с другими средствами передвижения [26, с. 198].
Однако, есть и очевидные недостатки
воздушного транспорта. К ним следует отнести такие:
1. Сильная зависимость
транспортного процесса от климатических и метеорологических условий.
2. Необходимость
использование дополнительных средств перевозки на начальном и конечном пунктах
полета.
3. Высокая себестоимость
перевозок и, соответственно, цен на авиабилеты в сравнении с другими видами
транспорта.
Указанные недостатки характеризуют
самолет как средство передвижения, не может быть использован в любое время
года с гарантированным временем вылета и прибытия. Однако, указанные недостатки не
мешают воздушному транспорту выполнять такую важную функцию как осуществление
массовых туристических перевозок на дальние расстояния и качественное обслуживание
организованных групп и индивидуальных туристов при подорожуваннях.
Для полета самолетов по определенному
маршрута выделяются воздушные полосы шириной примерно 30 км. Путь, по которому осуществляется полет, называется
воздушной трассой, а ее проекция на землю - наземной трассе воздушной линии.
Воздушная линия - это постоянный
маршрут регулярных полетов самолетов между наземными пунктами, обеспечен
наземным оборудованием для обслуживания полета.
Совокупность всех воздушных линий и
устройств предназначенных для обеспечения регулярных полетов гражданской авиации
составляет сеть воздушных путей сообщения.
Воздушные линии подразделяются на:
местные, региональные, национальные и международные.
Полеты в целях перевозки
пассажиров, которые осуществляются по твердому расписанию (летним или сезонным)
называются регулярными перевозками. Рейсы, которые выполняются по заказу -
это чартерные перевозки.
Регулярные рейсы проводятся по
установленным направлениям с частотой, определяемой спросом пассажиров.
Выделяют несколько типов авиарейсов:
ежедневный авиарейс; еженедельный рейс; дополнительный рейс; специальные, заказанные
рейсы.
Относительно времени суток различают дневные
рейсы или ночные.
Дневные рейсы обычно проводятся на
коротких трассах между парами городов или туристских центров.
Ночные рейсы планируются и выполняются
с разной целью, например, для удобства туристов и сокращение расходов дня
времени на перевозку, разгрузку дневной программы туристов. Ночные рейсы
используются также на протяженных дальних маршрутах, например, при
трансокеанских полетах.
При пассажирских авиаперевозках
различают также прямые и
стыковочные маршруты.
Прямой полет или прямой рейс - это перелет между двумя точками с одной или
несколькими посадками, но без смены самолета. Для большого количества направлений
(особенно дальних) пассажирам приходится делать пересадку на рейсы других
авиакомпаний и продолжать полет. Формирование маршрута по заказу клиентов
является заботой агентов по продаже билетов.
Присоединен, стыковочный, смежный,
согласованный рейсы - это рейсы рационального планирования времени перевозки и
удобства пассажиров при пересадке с одного маршрута на другой.
Большинство авиакомпаний мира предоставляет
услуги по перевозке туристов в режиме:
• рейсовых регулярных перевозок;
• чартерных перевозок;
• обслуживание бизнес - и
конгресс-туров по системе бизнес-офиса;
• индивидуальное обслуживание
туристов.
Основными критериями при выборе
конкретного авиаперевозчика являются: скорость доставки до конечного пункта поездки;
комфортабельность полета; уровень тарифов и наличие льгот; надежность и
репутация авиакомпании.