Туризм
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Организация транспортных путешествий и перевозок туристов

Раздел 2. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

2.2. Материально-техническая база авиационного транспорта

 

В состав авиационного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, а также аэропорты, аэродромы, аерослужби, транспортные средства, системы управления воздушным движением, учебные заведения, ремонтные отряды гражданской авиации и другие предприятия, обеспечивающие работу авиационного транспорта.

К техническим средствам воздушного транспорта относятся:

• аэропорты, аэровокзалы, аэродромы,

• парк самолетов (флот),

• средства управления воздушным движением,

• технические базы и ремонтные заводы.

Аэропорт - это предприятие воздушного транспорта, которое осуществляет прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полета воздушных судов. Для выполнения своих функций аэропорт имеет аэродром, аэровокзал, различные наземные сооружения и оборудование.

В зависимости от категорий обслуживание воздушных линий аэропорты подразделяются на внутренние и международные.

Аэропорт внутренний - предназначен для обслуживания рейсов воздушных судов в пределах территории одного государства.

Международный аэропорт - предназначен для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и другой контроль. На рисунке 2.1 показано распределение функций между аэропортом, аэровокзалом и аэродромом.

 

АЭРОПОРТ

Комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки

воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок.

 

Функции:

- обслуживание пассажирских перевозок, грузов и почты;

- обеспечения полетов воздушных судов иностранных и национальных

авиакомпаний;

- обеспечение регулярности и безопасности полетов;

- метеонаблюдения;

- обеспечение работы средств связи и сигнализации;

- осуществление технического обслуживания воздушных судов и их заправка;

- оперативное приготовление и подача комплектов питания на авиалайнеры.

АЭРОДРОМ

Комплекс инженерных сооружений и

зданий предназначен и специально оборудован для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

 

Функции:

- руководство взлетом и посадкой

авиалайнеров;

- осуществление технического

обслуживание самолетов;

- обеспечение безопасности полетов

мировыми и электронными

средствами навигации.

АЭРОВОКЗАЛ

Комплекс зданий предназначен для

обслуживание пассажиров.

 

Функции:

- прием, размещение, регистрация

и отправка пассажиров и багажа;

- обеспечение отдыха

- продажа авиабилетов в кассовых

пассажиров в залах ожидания;

залах;

- предоставление услуг камеры хранения

багажа;

- услуги ресторанов, баров,

магазинов.

 

 

Рис. 2.1. Распределение функции между аэропортом, аэровокзалом и аэродромом

 

Длина взлетной полосы - важный показатель в технических характеристиках аэропорта. От этого показателя зависит пропускная способность аэродрома. Взлетная полоса в современных аэропортах достигает четырех километров в длину, что необходимо для посадки крупных авиалайнеров. Дополнительно есть параллельные полосы с твердым покрытием для руления самолетов и прохождение их до начала взлетной полосы и после прибытия терминала. В аэропорта Heathrow (Лондон, Великобритания) периодичность взлета и посадки тяжелых пассажирских лайнеров составляет менее минуты на каждой из четырех полос. Самая длинная в Европе взлетно-посадочная полоса 4,4 км, построена в Мадридском аэропорту Barajas (Испания). По техническим данным полоса позволяет поднимать или принимать до 25 самолетов в час.

В аэровокзале размещаются залы прибытия, регистрации и отправки пассажиров и багажа, залы ожидания для различных классов обслуживания. Это сложный комплекс технических и других служб, обеспечивающих деятельность аэропорта. В международных аэропортах в аэровокзале размещаются таможенные, санитарные и пограничные службы, кассовые залы, администрация, страховые компаний магазины duty free, рестораны, бары, камеры хранения багажа. Конструкция зданий обеспечивает парковую одновременно большого количества авиалайнеров и прохождения пассажиров по специальным переходам непосредственно в самолет.

В аэровокзалах предусматриваются специальные залы для встречающих (meeting point). Все публичные помещения аэропорта и терминалов оснащены единственной сетью аудио - и видеоинформации.

По характеру потока пассажиров аэровокзалы делятся на международные, внутренние и местные.

В зависимости от условий эксплуатации, пропускной способности и с целью унификации технологических процессов аэровокзалы делятся на:

малые - с пропускной способностью - 50-400 пассажиров в час,

средние - с пропускной способностью - 400-800 пассажиров в час,

большие - с пропускной способностью - 800-1500 пассажиров в час.

В мире насчитывается около 1000 международных аэропортов. Около 50 из них имеют самую высокую пропускную способность - более 10 млн. пассажиров в год, а 20 - свыше 30 млн. пассажиров в год. Большинство из них находятся в США - это, в частности, Chicago-o'hare, Atlanta, Los Angeles, Dallas, San Francisco, New York - JFK. Среди крупнейших аэропортов Европы - Heathrow (Лондон, Великобритания), Frankfurt (Германия), Paris Charles de Gaulle (Франция), Schiphol (Амстердам, Нидерланды), Barajas (Мадрид, Испания) и другие. В Азии - это Tokyo (Япония) и Кіmро (США, Южная Корея) [7].

В Украине действует 36 аэропортов, из которых 11 имеют самостоятельный юридический статус. В 17 аэропортах открыты пункты пропуска через государственную границу, что позволяет выполнять международные рейсы. 11 аэропортов имеют разрешения на полеты только в страны СНГ, 8 аэропортов - только в пределы Украины.

Согласно разработанным мероприятиям по оздоровлению авиационной отрасли 7 стратегически важных аэропортов: Борисполь, Жуляны, Симферополь, Донецк, Одесса, Львов, Днепропетровск были объединены в государственную компанию «Аэропорты Украины». Доля этих аэропортов составляет 80% всех пассажирских перевозок в Украине.

Самым современным в настоящее время в нашей стране есть аэропорт Борисполь, который принимает регулярные рейсы 38 иностранных и 32 украинских авиакомпаний, обслуживает за сутки около 10 тысяч пассажиров на вылет и прилет (летом эта цифра увеличивается до 15 тысяч). Аэропорт предоставляет более 50 видов различных услуг пассажирам.

Вторым важным компонентом материальной базы пассажирского воздушного транспорта является парк самолетов. Он состоит из различных по видам, мощностью, функциональным назначением летательных средств и аппаратов. В наше время в эксплуатации находятся преимущественно турбореактивные самолеты.

В соответствии с Классификацией воздушного флота все самолеты гражданской авиации подразделяются на 6 категорий (см. табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Классификация воздушного флота

 

I

По назначению: (а)

- пассажирские;

- грузовые;

- учебные;

- спортивные;

- специализированные (применяются для обслуживания различных отраслей).

II

По назначению: (б)

- воздушные такси, оперирующих как чартеры;

- самолеты, принадлежащих предприятиям и фирмам;

- специальные самолеты для аэрофотосъемок, пожарные, медицинские и т.д.;

- частные самолеты для бизнеса и путешествий;

- спортивные самолеты.

III

По типу двигателей

- поршневые;

- турбинные;

- турбореактивные.

IV

По числу двигателей, их размещению, по типу шасси

- сухопутные,

- гидросамолеты,

- амфибии

V

В зависимости от дальности полета и вместимости самолета

- магистральных сообщений;

- местных сообщений.

 

Летательные средства могут быть классифицированы и по другим признакам. Например, по пассажировместимости воздушные суда делятся на малые (до 40 мест); средние (до 200 мест); крупные (до 350 мест).

За скоростью движения самолета делятся на сверхзвуковые (более 2000 км/ч.) и на с дозвуковым скоростью (до 950 км/ч).

Основную долю международных далеко - и средне-магистральных коммерческих рейсов обеспечивают турбореактивные широко-фюзеляжні пассажирские самолеты производства компании «Airbus Industry» и «Boeing». Наиболее популярными являются приспособленные для авиалиний малой и средней длины Boeing-737, А-320 и далеко-магистральные Boeing-747, Boeing-777, А-300, А-340, А-380.

Самолет Airbus-380 сейчас является самым большим пассажирским авиалайнером в мире: размах крыльев составляет 79,8 м, длина 72,7 м, а высота 24,1 м. Максимальная дальность полета без дозаправки - 1500 км. Лайнер имеет две палубы. Количество пассажирских мест в салонах самолета зависит от компоновки соответственно классу обслуживание и может превышать 600 единиц [7].

На малых и средне-магистральных перелетах эксплуатируются самолеты McDonnell Douglas DC-9, Вае-146 Embraer, ТУ-134, ТУ-1546 Як-42.

Развитие воздушных перевозок сопровождается постоянным совершенствованием материальной базы пассажирского воздушного транспорта, использованием новых методов и прогрессивных технологических и организационных решений в процессе его эксплуатации.