СУБКУЛЬТУРА (букв. - підкультура) - культура отдельной социальной общности(группы, класса, региона, конфессии и т.п.), что чем-то отличается от традиционной культуры общества.
Понятие С. возникло в англоязычной социологии, им обозначали процессы, происходящие в уголовно ориентированном молодежной среде с противоправными нормами поведения (В. Миллер и др.). Позже, а именно с сер. 60-гг. XX ст., содержание данного понятия изменился, и к С. начали относить весь комплекс не только молодежных, но и др. слоев населения норм, ценностей, обычаев и т.д., т.е. то, в чем отражается их особое мировоззрение и стиль жизни, а также соответствующие социальные ин-ты их воспроизведения. Главное здесь то, что с помощью субкультуры происходит социальная идентификация членов определенного сообщества. На основании этого современные авторы по-разному понимают С., в частности, как: а) автономное культурное образование в рамках доминирующей культуры; б) специфический способ дифференциации региональных и нац. культур; в) способ определения и описания незначительных культурных изменений, происходящих в рамках доминирующей культуры; г) особая форма организации людей; д) совокупность норм и ценностей, противостоящих доминирующей традиционной культуре и интерпретируются им как чужая, негативная, нарушая ее целостность Можно встретить определение С. просто как сусп. группы, придерживается несколько иных норм, или как понятие для описания незначительной степени распространенных культурных изменений и их разновидностей (Е. В. Стеварт).
Как и в средневековье термином "культура" определялся аристократизм с признаками "опрятность", "начитанность", "изящество манер", "куртуазнїсть", то есть всего того, что давало возможность говорить о различии аристократизма как образа жизни от образа жизни простых "некультурных" людей, так и современный термин "С." определяет различие нетрадиционной от традиционной культуры, где признаками является все то, что не совпадает с общ. признанными нормами и ценностями.
По мнению Д. Даунса, С. может быть как позитивным, так и негативным явлением, которое образуется в результате соответствующего отношения определенной группы процессов, происходящих в социальной структуре общества и в доминирующей в нем культуре. С. может быть не только оппозиционной, а даже и преступной . их объединяет не восприятие официальной культуры.
Наиболее распространенной в XX в. как разновидность С. была и остается рок-культура, которая образовалась на своеобразном сочетании негритянских, латиноамер., в определенной степени арабских и др. музыкальных ритмов, а затем, с постепенным выделением своеобразной символики, норм поведения, одежды и т.п приобрела более универсального значения, задавая даже своеобразный ритм жизни ее сторонникам. Один из популярных направлений С. имел название "диско". Но диско символизировала определенный отход от рок-культуры - как тяга к красивой жизни . Символом такой жизни выступили сначала 12-дюймовые пластинки, Они предоставили новые техн. возможности для композиторской рок-творчества, обеспечив смену ее ориентиров. То есть если раньше композиторы писали для прослушивания (музыка для души), то теперь они начали писать для танца (музыка для тела). Образовалась целая диско - индустрия и диско - бизнес, которые постепенно перевели традиционные записи на компакт-диски.
На фоне диско появилась панк-культура, которая противостояла не только диско с ее иллюзией красивой жизни, но и рок-культуре в целом. Это - своеобразный тяга к элитарности, но на почве идеологии безнадежности, поэтому панк-культура вылилась в С., известную под наз. контркультуры. Термин "контркультура" впервые употребил Теодор Роззак после студенческих бунтов 60-х гг., особенно во Франции.
Контркультура получила наибольшее распространение в 60-х гг. XX ст., став достаточно заметным явлением. Она имела свою теорет. разработанную идеологию, содержанием которой был протест молодежных слоев населения против манипуляции обществом со стороны "организованной" буржуазии. Обществу и отдельному человеку, по мнению теоретиков контркультуры, в результате такой манипуляции навязываются определенные роли, которые они вынуждены выполнять. Среди наиболее известных авторов, которые сыграли важную роль в формировании этой идеологии, были Г. Маркузе и Ж.-П. Сартр, а позже - Ч. Рейчил, М. Хейзинга и др.
Хотя эти теории основывались на единой методологии и принципах, все же главной их идеей было требование необходимости возрождения "естественного человека" с небурж. мировосприятием и отношением к действительности.
Позже влияние контркультуры на сусп. процессы значительно снизился и ослаб. Он трансформировался в ряд новых конкурирующих между собой субкультурных направлений, хотя и не исчез совсем.
Важное место в структуре культуры принадлежит профессиональным С. Восприятие мира через призму профессиональных представлений способствует формированию особой системы ценностей, что иногда приобретают даже мировоззренческого истолкования. Творческие методы при этом приобретают значение особых культурных традиций (напр., говорят о "реалистическую традицию" или "позитивист, традицию" в сфере С. подобное). Такая культурная позиция может предопределять и содержание социальной позиции (художника, ученого, рядового потребителя культуры и др.), направленность социальной активности и др.