ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раздел 7.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ВИДЫ
7.4. Социальный мониторинг
Новой и перспективной формой организации социальной информации является социальный мониторинг. Под последним понимают целостную систему, которая позволяет фиксировать, хранить и осуществлять первичный анализ полученных данных о динамике социальных процессов, происходящих в конкретном пункте, регионе, стране в целом. Сбор данных в форме мониторинга предусматривает наличие теоретической базы и технических средств его осуществления.
Теоретической базой мониторинга служит программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации, технической - разветвленная сеть каналов связи, которая охватывает все объекты наблюдения, крупный главный вычислительный центр и более мелкие (областные, районные, городские) вычислительные центры.
Как правило, в системе мониторинга выделяют две подсистемы: социологический и статистический мониторинг. Социологический мониторинг представляет собой целостную систему определения изменений в обществе на основе анализа массовых представлений о них. Для этого проводятся ежемесячные и ежеквартальные экспресс - опрос по наиболее актуальным проблемам. Статистический мониторинг - это система получения количественных характеристик - статистических показателей и коэффициентов о различные сферы общественной жизни. Речь здесь идет о сборе набора показателей социальной, моральной и экономической статистики, необходимой для эффективного анализа явлений в экономической, социальной, политической и других сферах.
Специалисты выделяют такие основные черты социального мониторинга:
• охват наиболее значительных социальных явлений в обществе;
• наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических);
• наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользователя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;
• передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение;
• проведение мониторинга из единого организационного центра;
• организация доступа потребителей к имеющейся информации.
Основными правилами проведения социального мониторинга являются:
• проведение социологических опросов и статистического наблюдения на одних и тех же территориях или административных единицах;
• согласованность сроков сбора социологических и статистических данных;
• однообразие восходящих форм для получения данных;
• отработка критериев корреляции социологических и статистических данных;
• наличие, сохранность и пополнение единого банка социальной информации.
Очень важное значение в системе мониторинга имеет также программное обеспечение потребителя, которое включает в себя такие функции:
• предоставление исходной информации;
• осуществление быстрого поиска и отбора информации в соответствии с целями пользователя;
• предоставление возможности выбора методов обработки отобранной информации и форм предоставления конкретных результатов обработки.
Отметим, что в Украине с 1996 г. центром "Социальный мониторинг" при Украинском институте социальных исследований издается ежемесячный информационный бюллетень, в котором публикуются данные мониторинга общественного мнения населения страны.
Мониторинг общественного мнения касается социально-политических ориентаций населения, его отношение к различным общественно-политических институтов, уровня жизни и социального самочувствия граждан Украины, их мнения относительно различных социальных проблем и отдельных событий общественной жизни, электорального поведения, уровня социальной напряженности и измерения конфликтного потенциала населения Украины и т.д. Материалы информационного бюллетеня готовятся по итогам ежемесячного массового репрезентативного опроса населения Украины, которое проводится в двенадцати регионах, или во всех областях, г. Киеве и АР Крым. Общее количество опрошенных составляет от 1800 до 3000 респондентов. Информация представляется в виде графиков и таблиц, которые сопровождаются комментарием на основе анализа различий по полу, возрастным группам, уровню образования и региональным распределением населения. Некоторые из изданий были посвящены проблемам, например, детства, женщин, молодежи. Материалы, подает информационный бюллетень, широко используются работниками государственных структур, общественных организаций, политическими лидерами, учеными - суспільствознавцями, журналистами и корреспондентами СМИ. широким целом.