ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раздел 7.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ВИДЫ
7.3. Виды социологического исследования
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пілотажне), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пілотажне, зондажне) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет испытание инструментария, т.е. методических документов: анкеты, бланк - интервью, опросного листа, карточек наблюдения, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Совокупности, что обследуются, небольшие: от 20 до 80-100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цель, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще встает впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление о социальном явлении, что изучается. Оно обычно проводится в том случае, пока объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся различными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возраста, профессий) дает возможность оценить, сравнить характеристики, интересующие исследователя, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
Самым весомым видом социологического исследования является аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы явления или процесса, что изучается, но и позволяет выявить причины, которые лежат в его основе. Поиск причинно-следственных связей - главное назначение этого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого, то в аналитическом выясняется, имеет ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, которая определяет то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отработанного инструментария. Оно преимущественно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах социального явления или процесса, который изучается. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По методам, которые используются, это исследование богаче, разнообразнее, чем разведывательное и описательное исследования.
Для определения видов социологического исследования используются и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования. Так, в зависимости от того, изучается социальное явление в статике или в динамике, выделяют два вида социологического исследования: разовое и повторное.
• Разовое исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию называют статической, поскольку отражает якобы моментальный "срез" характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
• Повторное исследование - это исследование одного и того же или различных контингентов, которые проводятся несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или отличных социальных условиях. Главное в повторных исследованиях - співставленість исследований.
Повторные исследования также делятся на: трендовые, панельные и лонгітюдні.
• Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках одной генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности. Различают когортні тренды, когда объектом исследования является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во времени повторных исследований, и исторические тренды, когда объектом исследования является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае остается постоянной возрастная группа, а когорта и время проведения обследования меняется.
По условиям панельного исследования обследуются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы (через определенное количество лет, при условии осуществления какого-то социального мероприятия и т.д).
Лонгітюдним называют исследования, момент повторения которого определяется с учетом генезиса совокупности, что изучается, то есть с достижением этой совокупностью определенной стадии своего развития.