Урок № 48
Тема. Использование формул сокращенного умножения для разложения многочленов на множители
Цель: добиться осознания учащимися того факта, что изученные формулы сокращенного умножения применяются для разложения на множители многочленов определенного вида; начать работу по выработке умений выполнять разложение многочленов на множители с применением изученных формул (разложение многочленов на множители по формулам квадрата двучлена).
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, учитель настраивает учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания
@ Поскольку № 1 и 2 из домашнего задания являются упражнениями высокого уровня сложности, желательно тщательно проверить выполнение этих упражнений, прокомментировав каждый шаг преобразований (желательно использовать алгоритм работы с целым выражением, рассмотренный на предыдущем уроке).
III. Формулировка цели и задач урока
@Учитель, опираясь на опережающее домашнее задание (повторить формулы), напоминает учащимся, что на протяжении рассмотрения этой темы было изучено ряд формул сокращенного умножения, которые применялись для преобразования целых выражений в многочлен стандартного вида. А на этом уроке ученики будут учиться использовать те же самые формулы для обратного преобразования многочленов, а именно: для разложения на множители.
IV. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Работа с опережающим домашним заданием
Выполнение устных упражнений
1. Что называется разложением многочлена на множители?
2. Свойство умножения используется при разложении многочлена на множители вынесением общего множителя за скобки?
3. В какой последовательности выполняется разложение многочлена на множители способом группировки?
4. Какой многочлен тождественно равен выражениям (произведениям):
1) (a + b)2; 2) (a - b)(a + b);
3) (a - b)(a2 + ab + b2);
4) (a - b)2;
5) (a + b)(a2 - ab + b2)?
5. Произведение многочлена равна,
1) а2 + 2аb + b2; 2) а2 - b7; 3) а3 - b3; 4) а2 - 2аb + b2; 5) а3 + b3?
V. Применение знаний
@ После проведенной работы (см. выше) учителю остается обобщить полученные сведения и сформировать определенное представление учащихся, а именно:
Формулы сокращенного умножения применяются для:
1) преобразования целых выражений в многочлены стандартного вида;
2) преобразование многочленов в произведение - разложение многочленов на множители.
Для выполнения этого преобразования известные учащимся формулы лучше записать в новом виде (см. конспект 14).
Конспект 14 |
Формулы сокращенного умножения для разложения на множители |
а2 - b2 = (а - b)(а + b) a2 + 2ab + b2 = (а + b)2 |
а2 - 2аb + b2 = (а - b)2 а3 + b3 = (а+ b)(а2 - аb + b2) |
а3 - b3 = (а - b)(а2 + аb + b2) |
VI. Усвоение умений
@ Поскольку на изучение этой темы отведено три урока, то желательно разбить учебный материал на блоки, которые последовательно изучать:
1-й блок: квадрат суммы и разности двух выражений;
2-й блок: разность квадратов; разность кубов;
3-й блок: использование всех формул.
На этом уроке традиционно начинаем обрабатывать достаточно сложные для разложения на множители квадрат суммы и квадрат разности, ибо надо сформировать у учащихся умение «видеть» квадраты одночлен, удвоенное произведение. С этой целью предлагаем ученикам сначала соответствующие устные упражнения, а потом уже переходить к выполнению письменных упражнений.
Выполнение устных упражнений
1. Представьте в виде квадрата выражения: 16; 9х2; 0,01х4у2.
2. Квадратом какого выражения является выражение: у4; х2у6; 0,25а2?
3. Подайте в виде удвоенного произведения несколькими способами:
16ху; х2а; 2х2у.
Выполнение письменных упражнений
1. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена:
1) х2 + 2ху + у2;
2) р2 - 2р + q + q2;
3) а2 + 12а + 36;
4) 64 + 16b + b2;
5) 1 - 2z+ z2;
6) n2 + 4n + 4.
2. Разложите на множители:
1) а2 + 8а + 16;
2) 9х2 - 6х + 1;
3) 121m2 - 88mn + 16n2;
4) 24аb + 36а2 + 4b2;
5) а6 - 4а3b + 4b2;
6) х4 + 2х2у2 + 169у4.
3. Замените знак * одночленом так, чтобы образованный трехчлен можно было представить в виде квадрата двучлена:
1) * - 2by + y2;
2) 9с2 + 12с + *;
3) 64х2 - * + 81у2;
4) * + 30m3n2 + 9n4;
5) а4 - 0,8а6 + *;
6) * - аb + b2.
4. Найдите значение выражения:
1) у2 - 2у + 1, если в = 101;
2) 4х2 - 20х + 25, если х = 12,5;
3) 25а2 + 49 + 70а, если а = 4,4;
4) 60b + 100b2 + 9, если b = 1,7.
5. Решите уравнение:
6. 1) х2 + 6х + 9 = 0;
7. 2) 25х2 - 30х + 9 = 0.
VII. Итог урока
Можно представить в виде квадрата двучлена выражение:
1) 4х2 + 12х + 9;
2) 25а2 - 30аb + 9b2;
3) р2 - 2р + 4;
4)100b2 + 9с2 - 60bс;
5) 49х2 + 12ху - 64у2;
6) 81у2 - 16z2 - 72уz?
Если можно, представьте в виде квадрата двучлена.
VIII. Домашнее задание
№ 1. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена:
1) а2 - 14а + 49;
2) 25у2 + 10y + 1;
3) 100а2 - 180аb + 81b2;
4) 16m2 + 49n2 - 112mn;
5) х10 - 6х5b + 9b2;
6) 36m6 + n12 + 12m3n6;
7) х8 - 2х4у2 + 196у4;
8) а6 - 9а3b 2 + 4b4.
№ 2. Замените знак (*) одночлена так, чтобы образованный трехчлен можно было представить в виде квадрата двучлена:
1) (*) + 4аb + b2;
2) 25х2 - 10х + (*);
3) 49х2 - (*) + 4у2;
4) (*) - 25m5n + 36n2;
5) а4 - 0,6а5 + (*);
6) * - ху + у2.