Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 48

Объяснение безработицы на кейнсианских и неоклассических принципах

 

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о теоретические основы создания безработицы; определить особенности взглядов различных научных школ на причины возникновения и существования безработицы; развивать умение учащихся аргументировать свое мнение; воспитывать самостоятельность; формировать целостность знаний по изученной теме.

Основные понятия: неоклассическая и кейнсианская теории, эффективной спрос, естественное безработицы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► Прием «кубування»

В течение короткого времени (2-4 мин) учащихся нужно провести через процесс «кубування», предлагая им изложить на бумаге свои мысли по теме «Современный взгляд на проблему безработицы». Следует предложить ученикам подумать и использовать такие указания: опишите это, сравните это, установите ассоциации, проанализируйте это, найдите применение этому, предложите аргументы «за» или «против» этого. Сделав наблюдения, ученики записывают их на бумаге в течение определенного времени. это повторяется для всех задач, используются все аргументы - от логических до нелепых. После того как письменное задание выполнено, учащиеся делятся результатами своей работы. Часто это делается сначала в паре. Каждый выбирает три задачи и зачитывает партнеру то, что в нем написано по этому поводу. После того как один из участников заканчивает читать, другой оценивает каждый пункт, выражая одобрение или ставя вопрос.

♦ Что такое безработица? Какие показатели его характеризуют?

♦ Чем занят отличается от безработного?

♦ О чем заставляет вас думать слово «безработный»?

♦ Почему возникает безработица?

♦ Какими средствами можно снизить уровень безработицы в стране?

♦ Может ли экономический рост вполне преодолеть безработицу?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Анализ причин возникновения безработицы проводят многие из экономических школ. Существует два принципиально отличные трактовки безработицы: неоклассическое и кейнсианское. Иеокласичне, что является своеобразной конкретизацией классического, объясняет безработицы жесткостью зарплаты, негибкостью цен и погрешностью экономических прогнозов. Кейнсианское трактовка основывается на идее недостаточности совокупного спроса.

Усилия многих государств, в том числе нашей, длительное время были направлены на ликвидацию безработицы, на то, чтобы все трудоспособные были заняты в общественном производстве. Однако время доказало, что такую полную занятость обеспечить невозможно, поскольку существуют фрикционная и структурная безработица, которые неотвратимы. Дж. Кейнс писал: «Иайбільш значимыми пороками общества, в котором мы живем, являются его неспособность обеспечить полную занятость» (Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1949.- С. 359). Поэтому в последнее время полную занятость определяется как занятость, при которой оплачиваемую работу имеют менее чем 100 % трудоспособных. Иначе говоря, в случае полной занятости уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Такой уровень безработицы называют нормальным, или естественным. Когда возникает циклическая безработица, фактическая безработица превышает естественный, то есть имеющееся чрезмерное безработицы.

 

IV. Изучение нового материала

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы заключается в том, что он разработал логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения потребляется не весь прибыль, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы она превратилась в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Снижение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, уменьшается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

Современная теория занятости и рынка труда среди главных постулатов принимает норму естественной безработицы для стран Западной Европы на уровне 4-5 %, Северной Америки - 6,5-7 %. При этом на протяжении второй половины XX в. в связи с глобализацией экономики и формированием транснациональных рынков труда, распространением миграции и ростом мобильности рабочей силы, усилением социальной защиты безработных, ростом динамичности экономики в целом заметно растет и естественная норма безработицы.

Для Украины, с ее относительно низким уровнем мобильности рабочей силы, норма естественной безработицы, вероятно, может быть принята на уровне 3,5-4 %.

Различные макроэкономические аспекты явления безработицы отмечены в двух трактовках: неоклассическом и кейнсианском. Из вводного курса экономической теории, в котором рассматриваются классическое и кейнсианское трактовка безработицы, известно, что более «макроэкономическим» является кейнсианское объяснение, ведь именно оно связывает безработицы с совокупным спросом. Классическое объяснение связывает безработицы с уровнем зарплаты.

Однако современные неоклассики, которые связывают безработицы также с общим уровнем цен, экономическими прогнозами главных экономических субъектов, сделали это объяснение более «макроэкономическим». Итак, остановимся на неоклассическом объяснении безработицы. Оно акцентирует внимание на таких явлениях, как жесткость зарплаты, негибкость цен, ошибочные прогнозы относительно инфляции.

Жесткость зарплаты. Идея жесткости зарплаты является развитием и конкретизацией идеи классиков о завышенной зарплате. Жесткость, то есть неспособность зарплаты быть гибкой и регулировать рынок труда в направлении обеспечения полной занятости, объясняется по крайней мере тремя причинами: законодательством о минимальной зарплате, монополизмом профсоюзов, попыткой использовать зарплату с целью стимулирования эффективности производства.

Уровень зарплаты является средством решения или обострения противоречий между работающими (инсайдерами) и неработающими (аутсайдерами). Чем выше становится зарплата для работающих, тем, при прочих равных условиях, становится больше количество безработных. В этом направлении действует повышение минимальной зарплаты и явное (или неявное) давление профсоюзов при заключении трудовых соглашений между наемными работниками и предпринимателями. Представление, что зарплату можно использовать как стимул для лучшей работы и средство предотвращения текучести кадров, также обуславливает «негибкость» зарплаты по снижению.

Негибкость цен. Когда речь идет об уровне зарплаты, всегда имеют в виду реальную зарплату, то есть -. Понятно, что уровень цен на товары и услуги (P) является внешним по отношению к рынку труда фактором. Если обнаруживает несовершенство рынок товаров и услуг, то так же становится несовершенным и уровень зарплаты как средство саморегулирования рынка труда. Иавіть когда между профсоюзами и предпринимателями существует договоренность о стабильности зарплаты на определенном отрезке времени, реально зарплата может продолжать изменяться под влиянием цен.

Ошибочные прогнозы. Субъекты договариваются о зарплате, пытаются предсказать будущие цены. Но в своих предсказаниях участники сделок могут ошибаться, тогда безработица может отличаться от своего естественного уровня.

Кейнсианское трактовка безработицы также основывается на идее определенной несовершенства рынка, но участники сделок могут ошибаться в своих прогнозах, и когда эти предсказания оказываются неправильными, безработица может отличаться от своего естественного уровня.

Согласно своих представлений о причинах безработицы неоклассики выражают также предложения относительно политики государства для его преодоления. Прежде всего государство должно заставить рынок работать. Среди средств «принуждения» - уменьшение социальной помощи, что будет стимулировать безработных более активно искать работу.

Кейнсианское трактовка безработицы также основывается на идее определенной несовершенства рынка. Но если для классиков это несовершенство порождена вмешательством государства в действие рыночных сил, то для кейнсианцев, наоборот, причина несовершенства заложена в собственно рыночном саморегулировании. Фактически кейнсианское трактовка - это толкование циклической безработицы, вызванного периодическим отсутствием эффективного спроса. Неэффективный спрос, в свою очередь, объясняется заниженными доходами домохозяйств. Логика объяснения такая.

Как известно, кейнсианские рекомендации по ограничению безработицы сводились к предложению стимулировать совокупный спрос со стороны государства. С кейнсианской модели следует, что правительство может стабилизировать экономику с помощью соответствующей фискальной политики. Увеличение государственных расходов и сокращение налоговых ставок ведет к увеличению совокупного спроса. Масштабы увеличения зависят от величины мультипликатора, которая будет разной для государственных расходов, трансфертных платежей и налогов. Во время Великой депрессии 30-х годов правительство США пыталось повлиять таким образом на совокупный спрос, а также сформировал программу общественных работ, в соответствии с которой было создано около 4 млн. рабочих мест. Такой же подход был внедрен и в других рыночных экономиках в периоды стагнации и массовой безработицы. Критики этого подхода считают, что увеличение занятости в государственном секторе полностью или частично нейтрализуется ее сокращением в частном секторе. Они также придерживаются мнения, что программы по созданию рабочих мест неэффективны еще и потому, что оказывают помощь работникам с низкими доходами и низким уровнем квалификации, тогда как безработными часто оказываются высококвалифицированные работники, что эти программы не имеют долгосрочного эффекта. Сторонники этих программ отмечают, что рынок труда очень дифференцированные, что спрос на работников низкой квалификации в частном секторе является ограниченным, что программы общественных работ уменьшают безработицы среди неквалифицированных работников.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

►► Найдите правильный ответ.

1. Среди перечисленных ниже утверждений определите неправильные.

1) Если фактический объем ВНП равен потенциальному, экономика развивается в условиях полной занятости.

2) Фрикционная форма безработицы желательна для общества.

3) Если равны фактической и естественной безработицы одинаковые, объемы потенциального и фактического ВНП совпадают.

4) в условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен быть нулевым.

5) Все вышеприведенные утверждения верны.

2 . Среди перечисленных ниже утверждений определите правильное.

1) В экономике с полной занятостью рост спроса не влияет на уровень цен.

2) Главная форма выражения открытой инфляции - товарный дефицит.

3) Рыночный механизм способен справиться с любой инфляцией без вмешательства государства.

4) Полной занятости соответствует 100%-ная занятость населения.

5) Фактический уровень безработицы может быть выше естественного уровня.

6) Все утверждения верны.

7) Все утверждения неверны.

3 . Среди утверждений, приведенных ниже, определите неправильное.

1) Когда в экономической системе начинается этап подъема, исчезает структурная безработица.

2) Предложение денег зависит от размера процентной ставки.

3) Покупательная способность денег находится в прямо пропорциональной зависимости от общего уровня цен в стране.

4) В случае снижения процентной ставки альтернативная стоимость хранения денег уменьшается и возрастает спрос на наличные.

5) Трансакционный спрос на деньги зависит от размера процентной ставки.

6) Все приведенные выше утверждения неверны.

4 . Полная занятость связана с такими факторами:

1) полным отсутствием безработных;

2) гиперинфляцией;

3) понятием потенциального ВИП и естественной нормой безработицы;

4) циклической безработицей.

5 . Уровень безработицы при полной занятости:

1) равна нулю;

2) не учитывает циклической безработицы;

3) не учитывает только структурной безработицы;

4) не учитывает только фрикционной безработицы;

5) не учитывает только структурной и фрикционной безработицы.

6 . Если фактический ВНП равен потенциальному, то:

1) циклическая безработица отсутствует;

2) уровень безработицы равен естественному;

3) в экономике имеется фрикционная безработица;

4) в экономике налицо структурная безработица;

5) все перечисленное выше является правильным.

Ответы:

1 - 4; 2 - 7; 3 - 4; 4 - 3; 5 - 5; 6 - 5.

►► Решите задачи

Задача 1

Определите уровень безработицы в национальной экономике при следующих условиях: численность населения страны составляет 50 млн. человек; население в возрасте до 16 лет, а также лица, находящиеся в длительной изоляции, - 12 млн.; природный ВВП - 470 млрд. грн.; естественная норма безработицы - 6 %; фактический ВВП - 90 % от природного ВВП; лица, выбывшие из состава рабочей силы, - 13 млн.

Решение

Рабочая сила:

50 - 12 - 13 = 25 (млн. человек).

Заняты по естественной нормы безработицы:

25 ∙ 0,94 = 23,5 (млн. человек).

Выработка на занятого:

470 тыс. грн/23,5 тыс. грн. = 20 тыс. грн.

Фактический ВВП:

470 ∙ 0,9 = 426 (млрд. грн.).

Количество занятых:

423/20 = 21,15 (млн. человек).

Безработные:

25 - 21,15 = 3,85 (млн. человек).

Уровень безработицы:

3 85/25 100 % = 15,4%.

 

Задача 2

Предположим, что 2 % занятых, ежемесячно теряющих работу, а 23 % безработных ежемесячно находят ее. Определите стационарный уровень безработицы.

Ответ:

В национальной экономике 2 % занятых ежемесячно теряет работу (s = 0,02). Это означает, что средний период пребывания в состоянии занятости составляет около 67 месяцев, или 5,5 года. Около 23 % безработных находят работу ежемесячно (f = 0,23), то есть средний период поиска работы длится четыре месяца. Тогда стационарный уровень безработицы равен:

В этом примере естественная норма безработицы составит 8 %. Для снижения этой нормы следует уменьшать коэффициент увольнения или повышать коэффициент трудоустройства. Коэффициенты увольнения и трудоустройства характеризующие уровень естественной нормы безработицы, но не дают ответа на вопрос, почему, собственно, существует безработица.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1 . Проработать теоретический материал.

2 . Творческое задание: разработать программу борьбы государства с безработицей.