СПОНТАННОСТЬ - существенная характеристика социальных процессов, явлений со стороны их объективной природы - наличие в них внутренне самочинных, произвольных, принципиально незапланированных вариантов, способов и механизмов накопления и протекания изменений. Спонтанные явления и процессы, хотя и происходят по сознательной деятельности людей, все же возникают вне их волей, намерениями и ожиданиями, не совпадают с ними (или необязательно совпадают) и зачастую приводят к непредсказуемым (незапрограмованих) последствий, Спонтанные явления и процессы в человеческом обществе взаимодействуют или граничащих с сознательно управляемыми, планомерно осуществляемыми процессами, что по-разному сказывается на их течении и последствиях: в одних ситуациях такого взаимодействия могут превосходить спонтанные факторы - и тогда процессы, сознательно управляются, выходят из-под власти людей, идут вопреки их воле и намерениям, заставляя их активных субъектов или уступить своим намерениям, вносить в них определенные коррективы, или же прибегать к новым попыткам осуществления намеченных программ; в других ситуациях спонтанные процессы могут подпадать под сознательно планируемые и управляемые действия людей, подчиняться им - и тогда действие субъективных факторов усиливается, получает дополнительный импульс, обеспечивает людям успех, желательные для них последствия; в третьих ситуациях спонтанность частично превращается в предмет сознательного управления (сознательно осуществляемых изменений), а последнее частично теряет свою власть над спонтанным процессом, вследствие чего люди получают "частичный результат" своих предполагаемых действий.
В социологии феномен С. толкуется по-разному, в Частности, школы рационалистического сорта предпочитают осознанным факторам социальных процессов и действий, рассматривая спонтанность как ту "теневую" часть социальной действительности, которой впоследствии предстоит подчиниться всемогущества человеческого разума. Сайєнтистські и біхевюристські направления соціол. мысли на Западе склонны к тому, что все сферы и разновидности многообразной человеческой деятельности должны быть непременно рационализирована, стать объектами разноуровневого управления (господин менеджеризм), а соціол. наука, создав соціократію, имеет изобрести средства тотальной "модификации человеческого поведения". При таких условиях спонтанности вообще не остается места в "раціоналізованому" человеческом обществе. Искажая аутентичный марксизм, официальная "сов. социология" толковала спонтанность как стихийность и видела в последний негативную, неразвитую сторону социально-истор. процесса. Известное сочетание понятий "осознанность и стихийность" в этой социологии имело характер дихотомии, когда указанные противоположности не взаимодополняли друг друга, а взаимодействуют таким образом, что "стихийность" (спонтанность) малая постоянно долатись "осознанием" и уступать место перед светом науки. Итак, по этой версии спонтанность имеет истор. преходящий характер. Абсолютизация сознательно-субъективного фактора в истории, процессе привела к тому, что все попытки зарегулировать и зарегламентировать стали одним из механизмов тоталітаризації советов, общества держпартноменклатурною верхушкой.
В отличие от сайєнтистських, раціоналістських и псевдомарксист. толкований С. неораціоналістські и інтуітивістські ее версии настаивают на том, что определяющую, объективно-рациональную роль в социально-истор процессах играет не фактор осознания, а именно С. Последняя происходит благодаря сознательной деятельности людей, но осознанность при этом не должна выходить за пределы эмпирически существующих ситуаций и действий по принципу "малых дел" (К. Поппер). Всякие же попытки предвидеть конкретные пути истории человечества и строить на этом основании "рай на земле", за Поппером, "неизбежно приводят к ада". Много внимания уделял вопросу С. известный экономист и социолог Ф.-А. Хайек. Его концепция "спонтанного порядка" построена прежде всего на узаг. мирового опыта функционирования рыночной экономики. Спонтанный порядок, утверждает Хайек, устанавливается благодаря індивідуалізованій собственности, конкуренции и рынка, которым присущи механизмы самочинності (самопроизвольной эволюции) и субъективными факторами которых выступают традиции, обычаи, здравый смысл, элементарные нормы Всякие другие субъективные факторы в виде социальных проектов, широкомасштабных программ и конструкций, что посягают на "начертание будущего", Хайек оценил как "пагубное самохвальство". И абсолютизация осознанности, и апология С. в социальных процессах, очевидно, в разной степени страдают на односторонний подход к освещению движущих механизмов этих процессов. Видимо, вопрос о сопоставлении и взаимодействии спонтанных и сознательно направленных факторов и действий здесь должна решаться прежде всего на основе определения базовой и доминирующей роли спонтанных процессов сравнительно с, во-первых, запланированным осознанием и, во-вторых, путем учета значимости фактора осознанности в зависимости от степени его адекватности содержанию и сущности спонтанных процессов, Следует также подчеркнуть и то важное обстоятельство, что неосознаваемая С., воплощая в себе действие определенных сусп. закономерностей или тенденций, сопровождается значительным статист, разбрасыванием, тогда как фактор осознание ее может оказать действия спонтанных факторов оптимального характера (т,с. общества или его определенных групп).