Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 9

ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

9.3 Коран - священная книга мусульман, памятник мировой культуры

 

Обращаясь к вопросу о культуре ислама, следует сделать некоторые предварительные замечания. Как известно, в понятие «культура» принадлежит весь комплекс явлений, присущих человеческому сообществу. Место и роль этих элементов (искусства, религии, морали, политики и др.) весьма отличается в разных культурах Для культуры ислама, исходя из срока, определяющей является роль религии. Именно учение, изложенное в Коране (это слово означает «Чтение» того, что извещал своему посланнику Мухаммаду на протяжении двадцати лет Аллах), обусловило характерные черты искусства всего исламского мира. Однако следует иметь в виду, что, в отличие от, например, христианства, искусство ислама было с самого начала принципиально не культовым. Самым выразительным из сакральных (то есть священных) искусств считается в мусульманстве искусство каллиграфии и традиционный вид мечети. Они связаны с идеей воплощения слова, ведь каллиграфическую надпись есть, так сказать, графической репродукцией слова Аллаха.

Поэтому на стенах мечети должны быть надписи из Корана кстати, должны опровергнуть распространенную ошибку о якобы существующей в исламе запрет на изображение живых существ. Коран лишь предостерегает против преобразования изображений на идолов, но понимание этого предостережения отличается в разных ветвях ислама. В научных и поэтических произведениях ислама присутствуют изысканные иллюстрации, так называемые миниатюры, где с большим художественным мастерством изображены людей и животных. Но главным в изображениях остается все же аллегорическое значение.

Неординарным памятником мировой культуры является Коран - Книга, которая сложилась более тысячелетия назад. Коран в некоторых странах и сегодня сохраняет значение не только историческое и собственно религиозное. Феномен Корана заключается в том, что для многих государств он и сейчас является чем-то гораздо большим, чем религиозный и литературный памятник. В странах, где ислам является государственной религией, из сур Корана взято много юридических норм, на нем базируется законодательство (шариат). На Коране присягают, а нарушение клятвы, данной на Коране, карается как тягчайшее преступление. Изучение Корана является обязательным в программе высших учебных заведений таких стран, как Иран, Ирак, Пакистан и др.

Общекультурное значение Корана гораздо шире. Коран является текстом культуры в самом широком научном понимании этого слова, источник, из которого можно получить большую информацию о культуре. Не только коранический текст является описанием мусульманского мировоззрения, нравственных норм и других элементов самоопределения этнически-религиозного сообщества. История формирования текста Корана дает уникальные сведения об истории культуры народов Востока. Кроме того, изучение Корана мусульманскими теологами и языковедами стало началом целого ряда научных дисциплин, начиная с языкознания и собственно арабистики. Даже появление «ложных» с точки зрения ортодоксального ислама взглядов на Коран отражает самые разнообразные общественно-политические тенденции в истории исламского мира.

Мухаммад передавал людям божественные откровения каждый раз, когда их слышал. Форма коранических текстов способствовала их усвоению, ибо это есть короткие ритмізовані и рифмованные прозаические отрывки. Коран помнили и цитировали наизусть сам пророк и его последователи.

После довольно долгого периода формирования канонического текста Корана он на сегодня, в соответствии с так называемой «османівською» редакцией VII ст., содержит 114 глав, называемых сурами. Суры состоят из аятов - ритмично вивершених предложений являются основными единицами коранического текста. Поскольку существуют различные варианты деления на аяты, их нумерация в пределах одной суры может отличаться, а сами суры расположены в Коране по чисто механическому принципу: самые длинные впереди, кратчайшие в конце. Открывает Коран сура «аль-Фа-тіха» («начинает»). Здесь изложены основные идеи ислама, дальше идет самая длинная сура - «аль-Бакара» («корова») Название ее связано с историей пророка Мусы-Моисея, от которого иудеи требовали якнайточнішого описания коровы, пригодной для офірування. Вообще названия сур связанные с наиболее яркими фразами и сюжетами. Завершается Коран сурой «ан-Нас» («люди»), содержащий требование Аллаха через Мухаммада всем людям обратиться к богу.

Наверное, Мухаммад сам не собирал аяты в суре, но его ученики, опираясь на память и устную традицию, руководствовались все же ощущением внутренней связи мотивов и сюжетов Том Корана присуща особая стилистика, о которой мусульмане говорят, что равной ей по художественным совершенством в литературе нет. Это проповедь, в какие сюжеты переплетены, что вместе с ритмической организацией текста и рифмами создает изысканную ораторскую прозу, похожую на заклинание.

По содержанию в Коране можно выделить разнообразные отрывки, не только религиозного, но и исторического и мифологического характера, среди которых заслуживают особого внимания параллели с библейскими сказаниями На этом основании долгое время европейские ученые-кораністи считали, что много мест Корана можно считать прямыми заимствованиями из иудаизма и христианства. Однако в последнее время доказано, что прямых заимствований из Библии и Талмуда в Коране нет, а есть только отзывы библейских текстов, как канонических, так и апокрифических, и параллели с различными иудейскими и христианскими сюжетами позднего происхождения. Как замечает М. Пиотровский, все это - части одного культурного мира, что его надо изучать как целое.