Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 9

ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

9.2 Основные особенности ислама как религиозной системы

Относительно особенностей ислама как религиозной системы следует подчеркнуть, что он является монотеистической религией. Символ веры ислама свидетельствует об этом недвусмысленно: «Нет бога кроме Аллаха...». Но мусульмане признают существование персонажей других религий: Мусы (иудейского пророка Моисея), ешь (Иисуса Христа). Однако все сторонники не мусульманских религий ислама являются «неверными», поэтому бороться с ними надо любым способом.

Кроме Аллаха, мусульманин верит также в дьявола (шайтана, Иблиса) проклятого Аллахом; шайтан подстрекает людей на злые поступки и неповиновение Аллаху. Близкими к дьяволу есть демоны или джинны (многим из пас они известны как персонажи восточных сказок). Джинны, так сказать, функционально противостоят ангелам. Самый известный из ангелов - Джебраїл. Именно Джебраїл (Джебрил) открыл Мухаммадові, что его устами говорит Аллах. Слова Аллаха записано в Коране. Сам же Коран, однако, не создан никем и никогда, он является предвечным, изложенное в нем слово божье передают людям пророки.

Таким образом, поскольку Коран не является сотворенным, начала мира не существует. Однако вера в конец его, в Страшный суд, для мусульманина является несомненной. О конце света возвестит людям приход мессии - мехди. И, в отличие от христианства, исламский Страшный суд не является общечеловеческим. Часть правоверных его избежит, попав сразу в рай. Это прежде всего те, кто боролся, участвовал в джихаде (священной войне за исламскую веру). Участие в джихаде в целом является первейшей обязанностью правоверного.

В связи с очень важным для ислама понятием джихада можно отметить воинственности мусульманской религии. Именно этот аспект вызывал и вызывает целый ряд политических проблем, начиная с первых лет существования ислама и вплоть до нашего времени (политическая нестабильность на Ближнем Востоке, терроризм исламских фундаменталистов и др.). Но упрек в адрес воинственности ислама является несколько односторонним и во всяком случае не взвешенным с научной точки зрения. Ведь джихад не является чисто религиозной воинственностью. Прежде всего обратимся к значению слова. В переводе с арабского оно означает «старание, усилие, напряжение». В исламе существуют такие понятия, как «джихад сердца» - борьба с собственными недостатками, «джихад руки» - соблюдение меры в наказании, «джихад языка» и др., что имеют в первую очередь нравственный и юридический смысл (самовоспитания, справедливость и др.). Вооруженная борьба за утверждение ислама в мире называется «джихад меча», то есть является лишь одним из аспектов джихада. Но на Западе преобладает понимание джихада исключительно как «войны за веру». Такое понимание одного из важнейших понятий ислама присуще прежде всего политикам - потому, что именно этот аспект наносит наибольшего беспокойства миру. Как известно, мировая история знает слишком много примеров религиозного фанатизма среди которых занимают место и крестовые походы, поэтому ислам, к сожалению, не составляет исключения. Однако в сознании многих людей нестабильность на Ближнем Востоке тесно связана с исламским (мусульманским) фундаментализмом, а иногда они даже отождествляются. Но термином «исламский фундаментализм» обозначается в науке совокупность течений исламской общественной мысли, нацеленных на внедрение мусульманских установлений в качестве обязательных норм всего современной жизни. Исламский фундаментализм тесно связан с политикой исламизации, то есть возвращением в мусульманских традиций во всех сферах современной жизни, в том числе экономике, обще-них отношениях и др. Одним из центральных направлений современной общественной жизни является т.н. исламская демократия, то есть демократические принципы, что их заложено в Коране. Понятие «исламский путь развития» фиксирует распространено на Ближнем Востоке представление особого, отличного от западного пути экономического и политического развития (см. ниже).