Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

4. Эмоционально-волевая сфера личности

4.1. Эмоции и чувства

4.1.4 Основные качества и формы переживания чувств

Объективный мир специфически отражается в эмоциональной сфере человека через чувства.

Чувства - специфическая форма отражения действительности, в которой проявляется стойкое субъективно-эмоциональное отношение человека с присущими ему потребностями к предметам и явлениям, которые он познает и изменяет.

Объектами переживаний человека есть предметы и явления действительности, на которые направлена ее теоретическая и практическая деятельность. То, как она относится к объекту своего чувства и как выражает это отношение составляет качественное содержание чувств. Человек может радоваться, удивляться, любить, ненавидеть, жалеть и т.д.

Основные качества чувств.

Поскольку чувства являются показателем того, что удовлетворяет ли могло бы удовлетворить определенную потребность или, наоборот, что мешает ее удовлетворению, то выделяют две основные качества эмоционального отношения личности к фактам ее жизни - положительную и отрицательную. Кроме них, бывают еще двойственные (амбивалентные), а также неопределенно-орієнтувальні чувства.

В двойственном (амбівалентному) чувстве удовольствия и неудовольствия сливаются, переходят друг в друга и образуют новое качественное свойство чувства. Например, ревность своеобразно сочетают любовь и ненависть. В конфликтных ситуациях нередко переплетаются полярные эмоции.

Неопределенно-оріентувальні чувства субъекта возникают во время его встречи с новым объектом. При этом человек испытывает волнение, удивление или заинтересованность им. Это эмоциональный аспект первичной ориентации в новых впечатлениях. Неопределенно-орієнтувальне чувство является неустойчивым и непродолжительным. Оно быстро переходит в положительное или отрицательное отношение к объекту.

Переживания человека не остаются одинаковыми, а постепенно меняются. Поэтому часто ведут речь о динамике чувств. Она бывает разной в зависимости от обстоятельств. В одних случаях переживание нарастает, достигает кульминации и затем угасает, трансформируясь в определенное настроение или самочувствие человека. Однако иногда вместе с нагнетанием переживания может происходить и его угасание. Такие ситуации часто случаются в школе, когда многократное применение учителем того самого приема не только не стимулирует эмоциональные переживания у детей, а вызывает их затухания вследствие эмоциональной адаптации.

Формы переживания чувств.

Богатство эмоциональной сферы личности выражается в различных формах: чувственный тон, эмоции, аффект, стресс, страсть, настроение, фрустрация, чувства.

Чувственный тон. Это - определенный эмоциональный оттенок психического процесса, который осознается как свойство предмета, воспринимается субъективно. Например, неприятные переживания сопровождают болевые ощущения, сочетание дисонуючих звуков, определенные запахи. О наличии чувственного тона свидетельствуют и словосочетание «приятный запах», «веселая прогулка» и т.д. В некоторых случаях он является врожденным.

Нередко чувственный тон является свидетельством того, насколько удовлетворяет определенный объект потребности человека или насколько успешна ее деятельность. У некоторых людей он предстает как идиосинкразия - болезненная отвращение к определенным раздражителям, которые равнодушны или даже приятны другим людям. Поэтому изучение чувственного тона зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений имеет практическое значение. Так, на производительность труда влияют окраска интерьера, функциональная музыка и др.

Эмоция. Эмоция (от лат. emoveo - волную, возбуждаю). Являясь важным фактором эмоциональной сферы человека, эмоции является процессом непосредственного переживания чувства. Субъективно они проявляются как позитивное состояние восторга, наслаждения или как негативное состояние неудовлетворения. Каждая эмоция имеет собственную картину субъективного переживания и характеризуется только ей присущим набором выразительных движений. Она может быть обусловлена реальными или воображаемыми ситуациями.

Эмоции человека очень разнообразны. Чаще всего их классифицируют по степени воздействия, в соответствии с которым выделяют стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции побуждают к действиям, поступкам, стимулируют деятельность организма. Такой, например, является эмоция радости. При возникновении стенических эмоций у человека происходит тонизация мышечной системы, и она рвется к активным действиям.

Астенические эмоции расслабляют человека, делают ее пассивной, замкнутой. Переживая их, человек нередко теряет веру в собственные силы и может активную деятельность заменять на бесплодную фантазию.

Аффект. Это сильный эмоциональный процесс, который возникает у человека быстро, продолжается бурно и характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Физиологической особенностью аффекта является сильное возбуждение подкорковых центров и освобождение их от сдерживающей и регулировочной действия коры. Аффект является кратковременной, но очень сильной эмоциональной реакцией, при которой происходят значительные телесные изменения, розладнуються мелкие движения, меняются привычные установки личности.

К аффективным переживаниям подвержены люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Чаще всего аффекты проявляют индивиды невоспитанные, истеричные, не привыкших контролировать свои чувства.

Иногда аффекты имеют положительный характер. их причинами являются радостные события в личной жизни или жизни страны, например важная победа любимой футбольной команды. Такие аффективные переживания является нормальным явлением, а их выражение - необходимым и полезным для психического и физического развития человека. Волевое самовоспитание является эффективным средством научиться управлять собственными аффективными состояниями.

Стресс. Это эмоциональное состояние человека, которое возникает при напряжении, в основном в экстремальных ситуациях. Как показано в работах В. Кэннона и канадского биолога и врача Ганса Селье (1907-1982), стресс является своеобразной защитной реакцией организма, мобилизует свои внутренние ресурсы в ответ на действие сильных внешних воздействий.

Развитие стресса имеет три стадии. На первой происходит внутренняя мобилизация сил организма для противодействия неблагоприятному воздействию. На второй - уравновешивание сил влияния и сил сопротивления, когда организм как бы адаптируется к угрожающих условий. Если неблагоприятное воздействие продолжается, то может наступить третья стадия - истощение, что приводит к необратимым физиологическим изменениям.

За слабого стресса физиологические изменения в организме внешне проявляются слабо. Однако в таких условиях трудно происходит распределение и переключение внимания, целенаправленная деятельность, могут возникать ошибки при восприятии. Поведение человека в стрессовых ситуациях ощутимо зависит от личностных качеств: умения быстро оценивать обстановку, волевой собранности, решительности, опыта поведения в подобных случаях.

Страсть. Реализуется она как устойчивое, глубокое и сильное переживание, что на определенное время определяет направленность мыслей и действий человека. В основном человек сосредотачивается на определенном объекте, на некоторое время приобретает для него большую значимость. Это может быть любовь, страсть к определенному виду деятельности (коллекционирование, науки, живописи, музыки, спорта и т.д.). Страсть всегда зависит от объекта, на который она направлена, и наличия препятствий относительно ее удовлетворения. Неудовлетворенная страсть вызывает сильные эмоции и даже бурные вспышки негодования, гнева и обиды.

Настроение. Психология трактует этот феномен как общее эмоциональное состояние человека, что характеризует ее жизненный тонус в течение определенного времени. Порожден он эмоциями, что преобладали в недалеком прошлом или существуют в определенное время. Он бывает бодрым, радостным, грустным, подавленным, спокойным, возбужденным.

Настроение всегда обусловлен определенными причинами - плохой погодой, определенным событием, состоянием здоровья и т.д. Однако не все причины осознаются. Настроения разных людей, обусловленные одной причиной, могут быть разными, даже противоположными. Например, сообщение о победе спортивной команды в ответственных соревнованиях в одних порождает радостное настроение, а в других - угнетение.

Бывают настроения временными и устойчивыми. Основными причинами устойчивого настроения является удовлетворенность или неудовлетворенность человека своей жизнью, в частности тем, как формируются отношения на работе, в семье. Стойкий, плохое или подавленное настроение является свидетельством определенного неблагополучия в жизни. Ясность поставленных целей и уверенность в реальности их достижения помогает людям преодолевать временные плохие настроения, обусловленные определенными жизненными неудачами.

Значительно зависят настроения и от состояния здоровья человека, состояния его нервной системы, работы желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Устойчивость и полярность настроений предопределяется и тем, как человек осознает определенные события собственной и общественной жизни.

Фрустрация. Фрустрация (лат. frustratio - тщетное ожидание, неудача, обман). Свидетельством ее является негативное эмоциональное состояние, что сопровождается осознанием невозможности достичь поставленной цели. Возникает фрустрация, когда на пути к поставленной цели человек встречает реально непреодолимые препятствия или воспринимает их такими. Тогда могут появляться различные изменения в поведении и самосознании личности. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности ее причины, функционального состояния человека, а также ее опыта эмоционального реагирования на жизненные трудности. Как правило, фрустрация сопровождается широкой гаммой отрицательных эмоций: страха, остервенением, гневом, раздражением, печалью, чувством вины и т.д. Иногда рассматривают фрустрацию как одну из форм психологического стресса.

Чувства. Отражают они эмоциональное отношение индивида к объекту, субъективное переживание событий. Возникнув как результат обобщения эмоционального опыта, они определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений и аффектов. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные, интеллектуальные и эстетические. Иногда их еще называют высшими чувствами.

Моральные чувства отражают переживание человеком своего отношения к обществу, другим людям и самой себе. Они основываются на нормах, которые приняты в обществе, и связанные с оценкой соответствия им повседневных действий и поступков человека. К моральным относятся чувства патриотизма, гордости, гуманизма, эмпатии, любви и др. Моральные чувства и их ценность в обществе всегда обусловлены духовными и материальными условиями жизни. По уровню их развития судят об общем развитии личности.

Интеллектуальные чувства - переживания человека, которые возникают и проявляются в ее умственной деятельности, направленной на теоретическое познание действительности. К ним относят чувство заинтересованности, любознательности, удивления, уверенности в правильности поступков и действий, сомнения при неудаче, чувство нового. Порожденные познавательной потребностью человека, они сигнализируют об уровне ее удовлетворения.

Эстетические чувства - переживания, которые возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Чаще всего появляются при восприятии природных ландшафтов, произведений искусства и поступков людей и имеют широкий диапазон проявления - от легкого волнения до глубокого восхищения от увиденного. Они субъективно переживаются человеком в своеобразных состояниях художественного наслаждения. В эстетических чувств также относят чувство юмора и иронии, в которых выражается отношение человека к познанному и оцененного ею объекта.

Чувство юмора испытывают к явлений или лиц, которые оцениваются положительно и вызывают симпатию, но вместе с тем имеют недостатки, которые вызывают добродушный смех. Чувство иронии - это выражение гострокритичного отношение к событиям и людям. В иронии реальное оценивается с позиции идеального.

4.1.5 Основные эмоциональные состояния

Разнообразные переживания чувств наружно проявляются в специфическом выражении лица (эмоциональной маске), позе, интонации голоса и свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии человека. Таких эмоциональных состояний много, и каждому из них присущ свой набор психологических характеристик и особенностей внешнего проявления.

До основных эмоциональных состояний (по американским психологом Кэрролом Ізардом (род. 1923) - «фундаментальных эмоций») относят интерес, радость, удивление, страдание, гнев, страх, стыд и др.

Интерес (как эмоция).

Это положительное эмоциональное состояние, которое является одним из ведущих мотивов обучения и способствует усвоению знаний, навыков и умений. Субъективно он обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, что сопровождает познавательный процесс, в желании глубже ознакомиться с объектом и понять его. Возникновение интереса вызывает новизна информации, которую получает человек, успешное выполнение деятельности и изменениях в окружающей среде. Интерес характеризуется относительно высоким уровнем удовлетворенности и уверенности в себе и снижением уровня напряженности при выполнении деятельности.

Радость. Оказывается она как положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до определенного момента была невелика или неопределенная. Радость повышает жизненный тонус человека, вызывает ощущение бодрости, уверенности в себе и личной значимости, способность к преодолению жизненных препятствий. Сопровождается она кратковременным ощущением полного удовлетворения.

В зависимости от причин, которые вызывают радость, формы ее проявления могут быть разнообразными: от улыбки на лице до безудержного буйства, например у футбольных фанатов, обусловленного победой любимой команды в ответственных соревнованиях. Радость относится к стенических переживаний. Разное стимулирования отдельных групп мышц лица (в частности, мышц губ и бровей) создает специфическую эмоциональную маску радости.

Удивление.

Это кратковременная эмоциональная реакция на внезапные события, которая не имеет четко выраженного положительного или отрицательного окраса. В момент возникновения оно тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на событие, которое его вызвало. Эмоциональную маску удивления образуют широко открытые глаза, приподнятые брови, чуть приоткрытый рот, который приобретает овальную форму.

Страдания.

Принадлежит к негативных эмоциональных состояний, порождается информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени считалось возможным. Возникает как результат длительного воздействия негативной стимуляции. Его причинами могут быть разочарования, боль, потеря, голод, холод. Проявляется в форме эмоционального стресса, астенической эмоции. Человек при этом имеет грустный истомленный вид, тихий жалобный голос. Эмоциональную маску страдания создают опущенные вниз концы бровей и рта.

Гнев.

Тоже является негативным эмоциональным состоянием, обусловленным появлением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной потребности, реализуется в форме аффекта. Он имеет стенічний характер, то есть вызывает кратковременное подъем жизненных сил. Гнев всегда направлен на причины, которые создают препятствие при достижении цели. Его переживания характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Гнев, мобилизуя энергию для самозащиты, создает у человека ощущение активности и силы.

Страх.

Это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее у человека при появлении мнимой или реальной угрозы для ее жизни или жизненного благополучия. В зависимости от ситуации, степени осознания ее опасности и от индивидуальных особенностей человека он может приобретать различной интенсивности - от легкого опасения до ужаса, что парализует. При этом человек чувствует неуверенность, незащищенность и угрозу. Эта эмоция может иметь как стенічний, так и астенический характер. Эмоциональную маску страха на лице создают прямые приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу, распахнутые глаза, напряженные губы.

Стыд.

Выражается это негативное эмоциональное состояние в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний вид. Нередко он является результатом сильно развитой рефлексии; полных сомнений, противоречий размышлений; анализ собственного психического состояния. Стыд может быть связан с неуверенностью человека в своих силах, боязнью возможного неуспеха в работе, незнанием того, какое впечатление она может произвести на партнеров по общению. Переживание стыда проявляется в изменении выражения лица, покраснении, потупленому взгляде, отвлечении глаз, суетливости и т.д.

Спектр человеческих переживаний, бесспорно, является значительно разнообразнее. Кроме того, каждое из них может иметь разные степени выраженности, например спокойное удовольствие, бурная радость, восторг, экстаз и т. д. Сочетаясь между собой, некоторые эмоции вызывают сложные переживания, что делает эмоциональную жизнь человека очень насыщенным.