Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

1. Содержание и структура понятия «политическая культура». Типы политических культур.

Новые реалии, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий, трудно оценить однозначно. С одной стороны, чрезвычайные технические достижения, поразительные достижения информационной телекоммуникационной революции, с другой, всплеск агрессии в мировых войнах, страшный разрушительный потенциал, продемонстрированный в последнее время со стороны международного терроризма, в межэтнических конфликтах, пренебрежение экологических реалий.

Человечество оказалось перед альтернативой: либо найти способ цивилизованно ответить на вызов времени, или исчезнуть в глубинах Вселенной. Итак, будущее планеты и само существование на ней жизни в решающей степени зависит от зрелости массового сознания и характера политического поведения.

Политическая культура (от лат. - cultura, выращивание, воспитание, образование, развитие) - часть общей культуры, которая формируется и проявляется в течение истории народа в политической жизни. Понятие «политическая культура» является производным от понятий «политика» (наука и искусство управления) и «культура» (совокупность фундаментальных ценностей, созданных цивилизацией) и выступает как продукт исторического опыта общества, индикатор его цивилизованности, инструмент согласования интересов власти и общества.

Ни один политический режим не может позволить себе игнорировать отношение к нему подвластного населения. А отношение людей к политике, к властным структурам - это и есть та реальность, которая стоит за понятием «политическая культура».

В широком смысле политическая культура - это базисные знания об обществе, которые определяют ценностные ориентации, политическое поведение на уровне общества, группы, личности. В более узком смысле - это культура политического мышления и политического общения, культура поведения населения и политиков как субъектов политического процесса.

Структуру политической культуры составляют политические знания, политическая идеология и психология, политический опыт и традиции, нормы, образцы и средства политической деятельности.

По мнению американско-канадского политолога Дэвида Истона, политическая культура - совокупность только тех верований и представлений, которые явно определяют политику. В отличие от политики как сферы непосредственного действия, политическая культура является сферой общественных представлений о мире политики и соответствующих норм поведения.

Известный исследователь политической культуры американский социолог Дэниел Белл справедливо заметил: поступки людей зависят от того, что они думают, как чувствуют, во что верят. Политическая культура, за Беллом, состоит из идей, предположений, ценностей, убеждений, которые предопределяют политическое действие. Она является фильтром или линзой, сквозь которую политические актеры видят мир. Кстати, Д. Белл считал себя социалистом в экономике, либералом в политике и консерватором в культуре.

Существуют соответствующие параметры, которые определяют структуру политической культуры. Важнейшим компонентом политической культуры является тип мировосприятия, те мировоззренческие основы (социалистические, либеральные, националистические), которыми руководствуется большинство членов общества. Второй компонент - ценности. Речь идет о понятии добра и зла, справедливости, счастья, которые используют в своем поведении социум, группа, человек. К политической культуре относятся также политические и моральные нормы, действующие в обществе. Среди моральных норм выделяют нормы - обычаи, преимущественно неписаные, и нормы - предписания, определены директивным путем. И нормы-обычаи, нормы - установки отображаются в Основном.

Законе страны. Конституция является трансформационным средством политической культуры.

Итак, политическая культура - понятие, которое выражает уровень политической компетенции человека, группы, общества и их готовность (или неготовность) действовать в соответствии с принятыми в данном обществе ценностей, принципов и норм.

В каждом обществе политическая культура выполняет соответствующие функции. Познавательная функция связана с теоретическим осмыслением политической жизни и использованием политических знаний в практической деятельности политических партий, властных органов; нормативно-регулирующая оказывается в идеалах, политических нормах, традициях, которые утверждают социальное согласие в обществе; сущность воспитательной функции в формировании личности на основе системы ценностей общества, которые обеспечивают реализацию социальных и национальных интересов; функция политической социализации заключается в обеспечении вхождения человека в политику путем усвоения всех господствующих норм и ориентиров, ценностей и образцов политического поведения.

Итак, политическая культура является средством организации, показателем уровня развития политической жизни общества, а также фактором формирования массового политического сознания, политической социализации человека.

Типы политических культур. Известную классификацию политических культур предложил американский политолог Габриэл Алмонд, который определил четыре типа политической культуры: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную (авторитарно-патриархальную) и тоталитарную.

Англо-американская политическая культура является светской и прагматической, выступает как столкновение групповых интересов, каждый из которых имеет право на существование. Эта культура отличается общенациональным консенсусом.

Определяющим здесь является то обстоятельство, что не только партия, которая победила, признает законность и справедливость правил игры, но и партия, потерпевшая поражение, также, хотя именно ей это признание дается нелегко. Наконец, политические победы и поражения не являются окончательными: следует просто потерпеть до следующих выборов.

Англо-американская политическая культура по партийным симпатиям определяется как центристская. Электорат обеих ведущих партий (республиканской и демократической) тяготеет к центру, что исключает как правый, так и левый радикализм.

Континентально-европейская политическая культура имеет смешанный или переходный - между традиционным и современным обществом - характер. Одновременно со светским восприятием политики как столкновение групповых интересов здесь сохраняется понимание политики как борьбы идеалов, столкновения Добра и Зла. Электорат резко поляризуется на левых и правых за очевидной слабости центра. Каждая победившая партия стремится осуществить национальную историю «сначала», «переиграть» ее. Побежденная сторона ждет своего времени, чтобы заставить историю двигаться в обратном направлении.

В последнее время континентально-европейская культура тяготеет к центризму, принципов плюрализма, готовности защищать права политического меньшинства, напоминая тем самым англо-американскую культуру. Признание прав и интересов другой стороны создает предпосылки для преемственной истории, предотвращения ее трагической цикличности.

Авторитарно-патриархальная политическая культура признает главной ценностью семью. Общество в целом рассматривается как большая семья во главе с «отцом». Идеалом этой культуры есть «царь - батюшка», его подданные социально незащищенные, защитить их может только их обладатель. Для подданных присущи как верность царю, так и стремление к свободе.

Тоталитарная политическая культура ведущей категорией считает образ действий человека, что напоминает автомат. Тоталитарная культура стремится разрушить традиционные культурно-цивилизационные ценности, дискредитировать их.

Обстоятельную классификацию исторических типов политической культуры разработал также польский политолог е. Вятр. Критерием его типологии является связь политической культуры с общественно-политическими формациями и соответствующими политическими системами. Польский политолог выделяет следующие типы политической культуры: традиционную, что соответствует рабовладельческом и феодальном обществам; буржуазно-демократическую как тип капиталистического общества; социалистической демократии как тип политической культуры социалистического общества. Каждый исторический тип политической культуры характеризуется определенными разновидностями и должна дополняться национальными, социально-классовыми и региональными подходами к анализу.

Анализируя типы политических культур, следует избегать преувеличения значения любой из них.

Сегодня всемирная история многим представляется как непрерывный победный прогресс западной цивилизации, повсюду демонстрирует свои преимущества. Хотя правда и в том, что сейчас, как никогда, цивилизации и культуры Запада и Востока активно взаимодействуют и влияют друг на друга. Они способны достичь подобных результатов, идя к цели разными путями и применяя различные методы. Современный мир чрезвычайно велик и сложен, чтобы им можно было управлять из одного центра. Кроме того, любая цивилизация, в том числе и западная, не настолько безупречна и универсальна в своих политических потенциях, чтобы быть эталоном для всего мира.