География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

Раздел первый

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Тема 8. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

8. Транспорт

Транспорт является важной инфраструктурой отраслью, обеспечивающей функционирование мирового хозяйства и потребности населения во всех видах перевозок.

Транспорт сформировался как отрасль хозяйства в последней четверти XVIII в. - в начале индустриальной эпохи. Транспорт общего пользования делят на несколько основных видов: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный. Зарождаются новые виды транспорта - транспорт на воздушной подушке, подвесные монорельсовые дороги, пульпопроводи, космический транспорт и т. п. Современный транспорт превратился в сложную мировую систему, объединяющую все виды транспорта, сети путей сообщения, технические средства и службы перевозок, которые во взаимодействии обеспечивают реализацию транспортно-экономических связей. Транспортная система стала важным составным элементом производственной инфраструктуры. На основные фонды транспорта в странах мира приходится от 1/10 до 1/5 национального богатства. По стоимости основных фондов в мировой транспортной системе выделяется автомобильный транспорт (дороги и автомобили), на втором месте - морской (порты и торговый флот).

В зависимости от уровня развития различных видов транспорта выделяют четыре типа транспортных систем. Первых два типа - Североамериканский и Западноевропейский - включают высокоразвитые страны мира. До третьего и четвертого типов транспортных систем относятся экономически менее развитые страны, где преобладают один или два вида транспорта. Страны, где преобладает железнодорожный транспорт, - Индия, Пакистан, Алжир, Тунис, Марокко, Замбия, Аргентина, Уругвай, Чили и др. - относят к третьему типу транспортной системы. До четвертого относят страны, в которых преобладает автомобильный транспорт (Афганистан, Йемен, Саудовская Аравия, Эфиопия и др.), или речной (Судан, Конго, Парагвай).

Транспортные системы Австралии, Японии, ЮАР и Новой Зеландии относят к переходному типу, где высокоразвитыми есть несколько видов транспорта, но одновременно существуют и такие, которые требуют дальнейшего развития или в силу природных условий не могут развиваться. Так, в Японии хорошо развиты морской, железнодорожный, автомобильный, относительно хуже - авиационный, отсутствуют речной и трубопроводный виды транспорта.

Мировая транспортная система очень неоднородна и по основным типам стран. Например, на развитые страны мира приходится 78% общей протяженности мировой транспортной сети и 74% мирового грузооборота. Наиболее высокого уровня развития достигла транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности всех мировых путей сообщения. Транспортная система Европы мало чем уступает Северной Америке, а по плотности транспортной сети и частотой движения превышает североамериканскую. Транспортные отличия наиболее характерны для Азии. Примером этого являются транспортные системы Японии, Индии, Пакистана, стран Юго-Западной Азии. Значительные различия существуют между транспортной системой Северной и Центральной Африки. Латинская Америка тоже не имеет однородной транспортной системы, однако в Австралии сложилась достаточно эффективная региональная транспортная система.

Основными показателями работы грузового и пассажирского транспорта соответственно являются грузооборот и пассажирооборот.

Мировая система путей сообщения постоянно расширяется за счет строительства автомобильных дорог, трубопроводов и развития авиационного сообщения. На развитые страны приходится более 60% общей протяженности путей сообщения, не считая морских путей, а на развивающиеся страны - только одна пятая.

Плотность транспортной сети, что определяется протяженностью путей сообщения всех видов транспорта (за исключением морских путей) в расчете на 100 км2 территории, в развитых странах мира составляет 50 км/100 км2 (в Западной Европе - 160 км., Северной Америке - 40 км., Австралии - 20 км.), в странах, что развиваются, - 9-10 км/100 км2 (в Африке - лишь 7 км/100 км2).

Железнодорожный транспорт. Применение паровой машины в качестве тягловой силы поездов вызвало разительные изменения на транспорте. Первый паровоз построен в 1801-1803 гг., первую железную дорогу - в 1825 г. Родиной паровой тяги и железной дороги стала Англия. До середины прошлого века строительство железных дорог развернулось почти во всех странах Европы и в США. В Азии, Африке, Австралии прокладки железных дорог началось со второй половины XIX в. В конце XIX в. железнодорожная сеть в Старом свете (Европе) и в Новом (США) в основном сформировалась. Первую железную дорогу в Украине (Перемышль - Львов) построили в 1861 г. Протяженность железных дорог мира в 1913 г. достигала 1 млн. км. Во время Всемирного кризиса 30-х годов прирост железнодорожной сети замедлился, а во многих развитых странах были даже закрыты и демонтированы некоторые старые линии. Так, если в США в 1916 г. насчитывалось 460 тыс. км. железнодорожного полотна, то в 1940 г. его длина уменьшилась до 397 тыс. км., а в настоящее время протяженность железных дорог в этой стране составляет 174,2 тыс. км. (около 17 % протяженности железнодорожного полотна мира).

Несмотря на расширение строительства железных дорог в Африке, Южной Америке и даже в Восточной Европе, общая протяженность железных дорог мира тоже уменьшается. Если в 1950 г. она составляла 1320 тыс. км., то на середину 90-х годов - 1180 тыс. км. И эта тенденция продолжается. Железные дороги есть в 140 странах мира. Крупнейшие из них: Транссибирская (Москва - Владивосток) - 9332 км.; Трансазійська (Стамбул - Дели - Калькутта) - свыше 7000 км.; Трансканадская (Принс - Эдмонтон - Квебек) - 4900 км; Трансамериканська (Сан-Паулу - Ла-Пас - Антофагаста) - более 3000 км и др.

Плотность железнодорожной сети, которая измеряется количеством километров железнодорожной колеи на 100 км2 территории, самая высокая в развитых странах. Так, в Германии она составляет почти 11 км/100 км2, в Японии - более 7 км/ 100 км2, а в США - 1,7 км/100 км2, тогда как в Африке 1 км. железнодорожной колеи приходится на 300 км2, а Азии - на 200 км2 поверхности суши.

Автомобильный транспорт перевозит грузы и пассажиров по безрейкових путях. Особенно он удобен для перевозки грузов на небольшие расстояния. Здесь автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным, ведь стоимость таких перевозок является относительно низкой. Радиус выгодности перемещения грузов автомобилями постоянно растет и может достигать 1000 и более километров.

Наиболее популярным автомобильный транспорт стал накануне Первой мировой войны. Тогда в мире насчитывалось лишь 1,8 млн. автомашин, в 1937 г. их было уже 40, в 1950 г. - 59, в 1980 г. - 404, в 1990 г. - 500 и в 1997 - 506,4 млн. Такому росту количества автомашин способствовали услуги, которые предоставлялись станциями заправки, мастерскими по ремонту автомобилей, организованными стоянками, а также реконструкция старых и строительство новых дорог. За последние 40-45 лет общая протяженность автодорог выросла почти вдвое, составляя более 25 млн. км., а дорог с твердым покрытием - в три раза (22 млн. км.). Среди них выделяются автострады, специально построенные для скоростного сообщения. Общая протяженность автомобильных дорог, например, в США - 6370 тыс. км., в том числе автострад 73,1 тыс. км., в Японии - 1153 и автострад 53,3 тыс. км., тогда как в Западной Европе, в частности во Франции - 974, в т.ч. автострад - 7,9 тыс. км., в Германии - 656, в т.ч. автострад 11,1 тыс. км., а в Центрально-Восточной Европе: в Польше - 377 тыс. км, в т.ч. автострад 0,24 тыс. км., в Чехии - 128, в т.ч. автострад 0,39 тыс. км. В Украине улучшенные дороги составляют 159,1 тыс. км.

Развивающиеся страны, хотя и значительно отстают по количеству автомобилей и протяженностью дорог с твердым покрытием от развитых стран, но и здесь автомобильный транспорт доминирует. Однако наибольшим препятствием дальнейшему развитию автомобильного транспорта является отсутствие современных дорог и высокая стоимость их строительства. Правда, в последние годы развивающиеся страны, особое внимание уделяют строительству международных трасс (автобанов). В Америке ускоряется работа над проектом панамериканской дороги, которая соединит Канаду с Аргентиной и Чили. Интенсивно идет строение трансамазонських дорог, пересекут территории Бразилии, Перу, Колумбии, Венесуэлы и других стран. В Азии развита система дорог, соединяющая Индию с Турцией и европейскими странами. В Африке построена асфальтовая дорога через Сахару, что соединяет Алжир со странами Гвинейского залива.

Перспективным является проект строительства платного автобана Лиссабон - Киев, с разветвлением до Москвы и Харькова, а далее через Казахстан, Монголию до Китая. Важное значение будут иметь дороги с Севера на Юг, которые соединят порты Балтийского, Адриатического и Средиземного морей с Черным.

Реализация этих и других гигантских проектов будет способствовать не только развитию автомобильного транспорта, но и укреплению международных хозяйственных связей, культурному обмену и развитию туризма.

Трубопроводный транспорт - вид непрерывного транспорта, который чаще всего используется для транспортировки нефти и газа из мест добычи в районы переработки или потребления.

Длительное время трубопроводы использовались исключительно для транспортировки воды. В конце XIX в. их начали применять для транспортировки нефти и угольного газа, а в начале XX ст. - природного газа. Первый нефтепровод протяженностью 6 км был построен в США еще в 1865 г. Через десять лет в город Питтсбург, в штате Пенсильвания, было проложено 100-километровый нефтепровод. В Европе первый нефтепровод построен во Франции в 1948 г. В Азии, в частности в Иране, первый нефтепровод был построен несколько раньше - в 1934 г.

После Первой мировой войны вводятся в действие первые продуктопроводы, которым транспортировались бензин, керосин и т.д.

Трубопроводный транспорт - один из самых дешевых. По сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом доставка нефти трубами в три раза дешевле. На газовые трубопроводы приходится более 99% транспортируемого газа в мире, 95% нефти и более половины бензина и других нефтепродуктов.

Основная часть мировой сети трубопроводов расположена в Северной Америке, Западной Европе, Юго-Западной Азии и в России. Протяженность нефтяных трубопроводов, например, в США, составляет более 320 тыс. км., а газовых трубопроводов почти 450 тыс. км., в России и Канаде соответственно 66 и 210, 50 и 95.

Крупнейшим трубопроводом мира является нефтепровод "Дружба", проложенный из России через территорию Украины и Беларуси в страны Центральной Европы и далее на запад - 5,5 тыс. км.; в США: Редвотер - Порт Кредит - 4,8 тыс. км.; в Канаде: Эдмонтон - Монреаль - 3,2 тыс. км.

В России одним из крупнейших трубопроводов является газопровод Оренбург - Западная граница России - Украина - Словакия - Чехия западноевропейских стран, протяженность 2700 км с годовым объемом до 30 млрд. м3 газа; в США газопровод Лонґв'ю - Филадельфия (2000 км.).

В других районах мира является крупнейшим Трансаравийський нефтепровод от г. Абкайк в Саудовской Аравии в порт Сайда в Ливане (1,2 тыс. км).

Общая протяженность нефте - и газопроводов в мире превысило 1,7 млн. км.

Водный транспорт. Одним из самых дешевых видов транспорта, который может конкурировать с трубопроводным, является водный транспорт. Следует различать внутренний водный (или речной) транспорт и морской. Внутренний водный транспорт хоть и дешевле от автомобильного или железнодорожного, но имеет некоторые недостатки: сезонность, колебания уровня воды в реках, сравнительно низкая скорость движения и т.п. Кроме того, география речного транспорта зависит от конфигурации речной сети или внутренних водоемов.

Внутренний водный транспорт развивается на всех континентах мира, хотя наибольшее значение он имеет для США, России, некоторых стран Европы. В США интенсивно используется система Больших Озер, на которую приходится около половины таких перевозок. В России больше всего грузов транспортируется Волгой и Камой. Значение этих рек как водных дорог возросло после сооружения Волжско-Балтийского водного пути. Среди европейских водных путей важное значение имеют Днепр, Дунай, Рейн. Последние две реки соединены каналами, что создает разветвленную систему внутренних водных путей между Северным и Черным морями. Среди других рек мира важной транспортной артерией является Амазонка с ее притоками, Парагвай, Нигер. Общая протяженность мировой сети речного транспорта составляет более 550 тыс. км.

Морской транспорт - вид водного транспорта, который играет особую роль в международных перевозках. В мировой торговле на него приходится 70% товарооборота. В островных государствах - Великобритании, Японии и Австралии - 100%. Для нефтяных стран значение морского транспорта не менее важное, ведь его доля в товарообороте этих стран достигает 95%. Для большинства развивающихся стран, четыре пятых товарооборота занимает морской транспорт.

Географию морских перевозок определяет не сеть путей, а расположение портов, морских каналов, а также пригодность для морского плавания внутренних водоемов (рек, озер).

Важнейшими каналами мира является Суэцкий (длина 161 км.), Панамский (82 км.) и Нильский (99 км.).

Важными внутренними водными артериями, обеспечивающими вход морских судов, в Европе Рейн (на расстоянии 360 км., вплоть до Кельна), в Северной Америке - глубоководное русло Святого Лаврентия (свыше 1000 км от Монреаля до озера Онтарио), в Южной Америке - Амазонка (доступна для плавания океанских кораблей на расстоянии 1700 км до порта Манаус) и др.

Всего в мире около 2 тыс. морских портов.

На бассейн Атлантического океана приходится более трех пятых общего числа портов и более трех пятых их грузооборота, на бассейн Тихого океана соответственно около 20% и 30%.

В Европе расположено 46% всех портов, 12% - в Северной Америке, 16% - в Латинской Америке, 13% - в Азии, 8% - в Африке. Более трех пятых портов мира находится в экономически развитых странах мира. Крупнейшими портами мира является Роттердам, Лондон, Нью-Йорк, Филадельфия, Марсель, Антверпен, Кобе, Кавасаки, Сингапур.

По размеру тоннажности торгового флота (зарегистрированного и собственного) первое место в мире занимает Панама. Тоннажность судов, плавающих под их флагами, в 1995 г. составила 57,7 млн. бр. - рег. т., или 12,6% мирового флота. На втором месте - Либерия (54,0 млн. бр. -рег. т.) и на третьем - Греция (29,1 млн. бр. -рег. т.). Далее идут флоты Японии и Кипра (соответственно 24 и 23 млн. бр. -рег. т). На восьмом месте в мире являются Россия (почти 17 млн. бр. -рег. т.). В целом емкость мирового торгового флота составляла 457,4 млн. бр. -рег. т. (1995 г.), увеличившись за последние 30 лет почти в 4 раза.

Важнейшими товарами, которые перевозятся торговым флотом, являются нефть и нефтепродукты, руда и уголь, древесина, пищевые продукты (мороженное мясо), бананы, сжиженный газ.

Доля развивающихся стран в мировом морском тоннаже составляет всего 10-12%, тогда как в мировом отправлении грузов - свыше 50%. Объем перевозок морским судоходством приблизился к 4,0 млрд. т. (на середину 90-х годов).

Авиационный транспорт относится к перспективных видов транспорта. Основная сфера его деятельности - перевозки пассажиров и особо важных грузов, почты воздушным путем.

Авиационный транспорт очень быстрый (800-1000 км/ч.), но дорогой. Цены на авиабилеты ежегодно растут в мире на 10-20%.

Авиатранспорт для перевозки товаров используется тогда, когда необходимо очень быстро доставить их к месту назначения, или эти товары являются очень дорогостоящими и требуют особенно безопасной транспортировки (бриллианты, золото, деньги, бижутерия). Он является незаменимым в обслуживании отдаленных труднодоступных районов.

В мире перевозится ежегодно более 3 млрд. т/км. товаров и почты. До 25% таких перевозок приходится на авиалинии США, по 10% - на авиалинии Японии, России и Франции. Общее количество аэропортов мира превышает 5 тысяч. За последние годы значительно возросло количество пассажирских перевозок. В начале девяностых годов пассажирооборот составил свыше 1300 млрд. пас./км. Следовательно, возрастание роли транспортной системы в мировой инфраструктуре вызвано целым рядом факторов:

1) приспособлением транспорта до самых последних изменений и тенденций развития мирового хозяйства и укрепление международных связей (повышение надежности перевозок, формирование мировой контейнерной системы, изменение внешнеторговых связей стран, рост пассажирооборота, энергетическая ситуация);

2) тенденцией к снижению ресурсоемкости транспортного процесса за счет широкого внедрения достижений НТР;

3) изменением характера международного разделения труда, что выражается концентрацией промышленности в портах, специализацией приморских районов и зон;

4) воздействием государства на развитие и функционирование транспорта, когда он используется как орудие региональной политики.