География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

Раздел первый

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Тема 8. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

7. Туризм

Туризм - наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы услуг. Во многих странах мира она занимает престижное место среди ведущих отраслей экономики.

Потребность в отдыхе стимулируется растущей урбанизацией, НТР, общим повышением жизненного уровня и т.д.

Анализ связи между уровнем жизни и количеством туристов показывает, что прямой зависимости между масштабами рекреационной деятельности и динамикой доходов не существует. Если в начале XX века за границу выезжало с туристической целью несколько сотен тысяч человек, то в 1950 г. - 25 млн., в 1960 г. - 91 млн., в 1990 г. - 458 млн. человек, то в 1998 г. - 635,1 млн. человек. Но самым интересным является то, что в начале XX в. услугами туризма пользовались самые богатые слои населения, то теперь преобладают средние слои - служащие, рабочие, школьная молодежь, студенты. Кроме этого, спрос на рекреационную деятельность растет быстрее, чем доходы. Снижение уровня жизни в 1980-х годах практически не повлияло на количество туристов.

Количество иностранных туристов во всех развитых странах даже возросла. Снижение же доходов населения повлияло на сокращение дальности поездок, спад спроса на высший класс обслуживания.

Туризм имеет свойство стимулировать экономику. В территориальном плане это выражается загосподарованістю отдельных зон рекреационными объектами и объектами, занимаются обслуживанием туристов. То есть речь идет о формировании районов туристской (рекреационной специализации.

Районами туристской специализации стали пригородные территории Южной Европы. Найатрактивнішими (привлекательными) местностями является Лазурный берег Франции - от Тулона до Монако. Его протяженность - 180 км., а ширина - от 2 до 10 км. В последние десятилетия все большую популярность приобретают прибрежные территории Юга Италии, Юга и Востока Испании, Сардиния, Балеарские и Канарские острова, Мальта, побережье Адриатики (Хорватия). Не потеряли своей привлекательности причерноморские берега Болгарии (Золотые Пески), Румынии, Южного берега Крыма. Среди других регионов мира самыми популярными зонами отдыха является побережье морей и океанов, омывающих берега США, Мексики, Гавайские, Багамские и Бермудские острова, а также курортные местности Марокко, Туниса, Египта, Израиля, Турции, Таиланда, Индии, Китая, Японии, Бразилии.

Интенсивному освоению приморских территорий способствует развитие познавательного туризма, базирующаяся на изучении историко-культурных памятников, например, в Италии (Рим, Пиза, Равенна, Венеция), Испании (Гренада), а также исторических мест Греции, Хорватии, Египта, Палестины и др.

Все большее значение приобретают горные территории, привлекающие своим ландшафтом, чистым воздухом и незагосподарованими пространствами (Альпийские территории Швейцарии, Австрии, Франции, Италии, американские Кордильеры, горные районы скандинавских стран, Карпаты). Сейчас Альпийский регион посещает ежегодно до 150 млн. человек, а общее количество мест для размещения туристов здесь оценивается в 3 млн.

Для развития зимних видов туризма (горнолыжный, санный) используются и горные районы Испании (Пиренеи и Сьерра-де-Гвадаррама), Греции (горнолыжный центр Парнон, Верміон, Піліон, Олимп), США, Канады (Кордильеры).

Наряду со странами, которые принимают туристов, есть страны - поставщики туристов. В первую очередь, это высокоразвитые страны: в Европе - Германия, Великобритания, частично Франция, в мире - США, Канада и др.

Развитие международного туризма в отдельных странах мира, 1998 г.

Страна

Количество обслуженных, млн. человек

Доходы, млрд. долларов

 

Италия

34,8

30,4

 

Испания

47,7

29,6

 

Франция

70,0

29,7

 

США

46,4

71,1

 

Австрия

17,4

11,6

 

Великобритания

25,8

21,2

 

Канада

18,8

9,1

 

 

Германия

16,5

15,9

Швейцария

11,0

8,2

 

Мексика

19,8

7,9

 

Всего в мире

635,1

439,4

 

Массовый туризм влияет на экономику стран, принимающих туристов. Так, доходы от туризма могут покрывать значительный процент внешнеторгового дефицита этих стран. Например, в Австрии и Швейцарии они покрывают до одной пятой расходов на импорт. Наибольший доход от развития международного туризма: в Европе - Испания ($29,6 млрд.), Франция ($29,7 млрд.), Италия ($30,4 млрд.), Великобритания ($21,2 млрд.), Австрия ($11,6 млрд.), Германия ($15,9 млрд.), Швейцария ($8,2 млрд.), а в мире - США ($71,1 млрд.), Канада ($9,1 млрд.), Мексика ($7,9 млрд.). Страны первой двадцатки получили в 1998 г. 86,4% мировых доходов туристического бизнеса.

И массовое развитие туристской деятельности имеет и негативные стороны. Одной из важнейших является несовместимость рекреационного использования территории с размещением объектов других отраслей, особенно промышленных, что приводит к сокращению рекреационных площадей и ухудшения качества окружающей среды. Эта проблема наиболее характерна для приморских территорий, которые широко используются не только для рекреации, но и для других хозяйственных целей. Существуют серьезные противоречия между рекреационной деятельностью и сельскохозяйственным освоением, которые выражаются в том, что совпадают сезоны максимальной потребности в рабочей силе. Поскольку обслуживание туристов более прибыльное, то сельское хозяйство терпит убытки.

Итак, туризм, в частности международный, наибольшего развития достиг в развитых странах, хотя развивающиеся страны тоже имеют значительные возможности для развития различных видов рекреационной деятельности - курортов, туризма и других отраслей рекреационного обслуживания.