Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов

Урок № 46

Тема. Разность квадратов (Произведение разности двух выражений на их сумму)

 

Цель: отработать навыки применения формулы (a - b)(a + b) = a2 - b2 для преобразования целых выражений в многочлен стандартного вида с применением переставного и связующего законов умножения и зависимостей между знаком множителей и произведением этих множителей; углубить знания и умения ученики» за счет приема умножения и опре деления данного выражения на одно и то же выражение, то не равен 0.

Тип урока: усвоение умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

@ Учитель побуждает учащихся к самопроверке готовности к уроку; записывает фамилии отсутствующих, решает организационные вопросы.

 

II. Проверка домашнего задания

@ № 1 и 2 являются упражнениями на закрепление выработанных на предыдущем уроке умений, поэтому проверку этой части домашнего задания организуем так:

Игровой момент «Найди ошибку»

Учитель предлагает учащимся решения домашних упражнений (или записанные на доске, или в виде раздаточного материала) с намеренно «допущенными» типичными ошибками и предлагает учащимся найти и исправить их (самостоятельно). По выполнении работы подводим итоги - учащиеся презентуют свои работы и объясняют, какие ошибки нашли и как их исправить.

 

III. Формулировка цели и задачи урока

@ Учитель говорит о том, что на предыдущем уроке учащиеся узнали о формуле разности квадратов и его применение для преобразования простейших выражений, а цель этого урока - научиться применять эти знания и умения для преобразования более сложных выражений с применением приобретенных знаний и умений.

 

IV. Работа с опережающим домашним заданием

Фронтальная беседа (по вопросам № 3 домашнего задания)

1. Какой закон умножения используется при умножении трех и более множителей? (Соединительный)

2. Как изменится произведение двух выражений, если изменить: а) знак одного множителя; б) знаки обоих множителей? (а) Произведение только изменит знак; б) произведение не изменится)

3. Каким станет выражение, если изменить знак на противоположный: a; (-a + b); (-a - b); (- c - d + а); (-с - d - а)? (-a; a - b; a + b; c + d - a; c - d + a)

@ После этого учащимся предлагается по результатам беседы выполнить задание 1.

Изменив знак одного или двух многочленов, выполните умножение по соответствующей формуле сокращенного умножения (если это возможно).

1) (-b + c)(-b - с); 2) (-х - у)(х - у); 3) (-а - b)(-b - а); 4) (-b - с)(-с - d).

(Желательно обратить внимание учащихся на то, что изменение знака выражения должна быть обоснована, надо, чтобы ученики понимали, в каких случаях это преобразование является необходимым, а в каких - без него можно обойтись.) По выполнении задания желательно, чтобы учащиеся осознали, что в случаях, подобных 1) - 4), перед использованием формулы следует преобразовать выражение, чтобы он приобрел именно тот вид, который заложен в формулу.

 

V. Расширение знаний

@ На уроке начинаем работу со знакомства учащихся с нестандартными видами тождественных преобразований, а именно - с преобразованием, что можно записать в виде формулы:

ab : b = a. (*) Эту работу можно провести, предложив учащимся ряд заданий (каждое следующее задание является логическим продолжением предыдущего).

Задачи. Упростите (удобным способом):

а) (а - 1)(а + 1); (а2 - 1)(а2 + 1); (а4 - 1)(а4 + 1);

б) (а - 1)(а + 1)(а2 + 1);

в) (а - 1)(а + 1)(а2 + 1)(а4 + 1);

г) (а + 1)(а2 + 1)(а4 + 1).

После выполнения упражнений а) - б) (они не должны вызывать у учащихся затруднений при правильной расстановки акцентов) желательно сначала сформулировать обобщение:

(а - b)(а2 + b2)(а4 + b4)(а8 + b8) ... (а2n + b2n) = (а2n)2 - (b2n)2 (**)

- и только после этого - предложить упражнение г). Если у учеников возникают трудности с ответом, можно предложить им выполнить сравнение г) с условием (**). В любом случае по завершении этой работы ученики должны осознать:

1) формулу разности квадратов можно применять для преобразования выражения несколько раз;

2) следствием формулы разности квадратов может быть формула (**);

3) если данное выражение имеет вид (а + b)(а2 + b2)(а4 + b4)..., то для преобразования его по формуле (*) можно использовать прием, выраженный формулой (*).

 

VI. Усвоение навыков, выработка умений

Выполнение письменных упражнений

1. Выполните умножение:

1) (0,4m5 + 0,1n3)(0,1n3 - 0,4m5);

2) (-а8 - b3 )(b3 - а8);

3) ;

4) (а3 - b3)(а3 + b3)(а6 + b6);

5) (b + 1)(b - 1)(b2 + 1);

6) (2х - 1)(2х + 1)(4х2 + 1);

7) (а - 2)(а + 2)(а2 + 4)(а4 + 16);

8) (а - b)(а + b)(а2 + b2)(а4 + b4)(а8 + b8);

9) ((а + b) - с)((а + b) + с).

2. Упростите выражения:

1) 0,6m(2m - 1)(2m + 1) - 0,8(3 - 5m)2 + 0,4(6 + 7m)(6 - 7т);

2) 4(с - 3)2(с + 3)2 - 3(с + 4)2(4 - с)2.

3. Решите уравнение:

1) (6х - 7)2 - 5(2х - 5)(2х + 5) - 2(4х - 15)(2х - 4) = -2;

2) (х - 1)(х + 1)(х2 + 1)(х4 + 1) = х8 + х.

4. Докажите, что (2 + 1)(22 + 1)(24 + 1)(28 + 1)(216 + 1) = 232 - 1.

 

VII. Итоги урока

Тестовые задания

1. Выполните действия: (5 + 6х)(6х - 5).

1) 25 - 36х2;

2) 36х2 + 25;

3) 36х2 - 60х + 25;

4) 36х2 - 25.

2. Замените □ одночленом так, чтобы образовалась тождество

1) 5n; 2) 25n; 3) 5n2; 4) 5n4.

3. Упростите выражение (b + 4)(b2 - 16)(b - 4).

1) b4 - 32b2 + 256;

2) b4 - 256;

3) 256 - b4;

4) b4 + 32b2 + 256.

 

VIII. Домашнее задание

Используя знания формул сокращенного умножения, выполните упражнения.

№ 1. Найдите значение выражения, предварительно упростив выражение:

1) (m + 5)2 + (-m - 4)(m - 4), если m = -3,5;

2) (аb - 1)(b + 1)(a2b2 + 1)(а4b4 + 1), если а = 5, b = -0,2;

3) (а3 - 2)(а3 + 2) - (а3 + 3)2, если а = -2.

№ 2. Докажите тождество (а + b)(а2 + b2)(а4 + b4)(а8 + b8) = а16 - b16, если а - b = 1.

№ 3. Опережающее домашнее задание. Используя правило умножения многочлена на многочлен, выполните умножение. Упростите, сравните, сделайте выводы:

1) (a - b)(a2 + ab + b2);

2) (a + b)(a2 - ab + b2);

3)(c - d)(c2 + cd + d2);

4) (c + d)(c2 - cd + d2);

5) (m - 1)(m2 + m + 1);

6) (m + 1)(m2 - m + 1).