Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 9 классов

УРОК № 47

Тема. Итоговый урок по теме «Элементы прикладной математики»

 

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по содержанию изученных в теме С понятий и схем решения типичных задач путем составления общих алгоритмов решения задач. Провести коррекционную работу с целью устранения причин типичных ошибок учащихся. Подготовить учащихся к выполнению заданий контрольной работы.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Наглядность и оборудование: опорные конспекты № 23-27

Ход урока

I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.

 

II. Проверка домашнего задания

Учитель собирает тетради учеников на проверку.

 

III. Формулировка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Основная дидактическая цель урока и задачи на урок вполне логично вытекают из его места в теме - поскольку урок является предпоследним, итоговым, то на повестке дня встает вопрос о повторение, обобщение и систематизацию знаний и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения темы 3 «Элементы прикладной математики». Такая формулировка цели создает соответствующую мотивацию деятельности учащихся.

 

IV. Повторение и систематизация знаний учащихся

Методический комментарий

В зависимости от уровня подготовки учеников их работу учитель может организовать разными способами: либо как самостоятельную работу с теоретическим материалом (например, за учебником или конспектом теоретического материала повторить содержание основных понятий темы, или же составить схему, отражающую логическую связь между основными понятиями темы, и т.п.), или традиционно провести опрос (в форме интерактивной упражнения) с основными вопросами темы (см. устные упражнения ниже).

Устные упражнения

1. Приведите примеры математической модели.

2. Назовите основные этапы решения прикладных задач.

3. Дайте определение процентов.

4. Объясните, как найти:

1) процент от числа;

2) число по значению его процента;

3) сколько процентов составляет одно число от другого.

5. Запишите и прокомментируйте формулу сложных процентов.

6. Событие называется случайным? вероятной? невозможной? Приведите примеры.

7. Что называют вероятностью случайного события? Чему равна вероятность вероятного события?

8. Что называют средними значениями статистических измерений?

 

V. Повторение и систематизация умений учащихся

Методический комментарий

Обычно этот этап урока проводится в форме групповой работы, цель которой заключается в том, чтобы ученики сами сформировали и испытали обобщенную схему действий, которой они должны придерживаться при решении типовых задач, подобные которым будут вынесены на контроль.

Типичными задачами являются следующие:

1) решить основные задачи на проценты;

2) решить задачу на применение формулы сложных процентов;

3) решить задачу на вычисление вероятности случайного события;

4) для данной выборки найти средние значения и построить соответствующую гистограмму.

После формирования списка основных видов задач учитель объединяет учеников в рабочие группы (по количеству видов заданий) и задания каждой из групп формулируется так: «Составить алгоритм решения задачи...» (каждая из групп получает свое личное задание). На составление алгоритма каждой из групп отводится определенное время, за которое участники группы должны: составить алгоритм, записать его в виде последовательных шагов, подготовить презентацию своей работы. По окончании происходит презентация выполненной работы каждой из групп. После презентации - обязательное испытание алгоритмов: причем желательно, чтобы группы обменялись алгоритмами и проверили их применение не на одном, а на нескольких задачах. После испытания - обязательная коррекция и подведения итогов.

 

VI. Итоги урока

Итогом урока обобщения и систематизации знаний и умений учащихся является, во-первых, составленные самими учениками обобщенные схемы действий при решении типовых задач, во-вторых, осуществление учащимися необходимой части сознательной умственной деятельности - рефлексии - отражения каждым учеником своего восприятия, своих успехов и, самое главное, проблем, над которыми следует еще поработать.

 

VII. Домашнее задание

1. Изучить составленные на уроке алгоритмы.

2. Используя составленные алгоритмы, выполнить тренировочную контрольную работу № 5 [8, приложения].