Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 9 классов

УРОК № 46

Тема. Характеристики вариационных рядов. Средние величины. Мода, медиана выборки

 

Цель урока: добиться усвоения учащимися содержания понятий: среднее значение, мода выборки, медиана выборки. Закрепить знания учащихся о содержании понятий, изученных на предыдущем уроке. Работать над формированием умений объяснять смысл изученных понятий, приводить примеры, иллюстрирующие эти понятия, а также решать задачи, предусматривающие определение средних значений величин, моды и медианы выборки.

Тип урока: усвоение знаний, выработка умений.

Наглядность и оборудование: опорный конспект № 27.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.

 

II. Проверка домашнего задания

Учитель организует работу учащихся с проверки домашнего задания по образцу.

 

III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель сообщает ученикам о том, что вариационные ряды характеризуются не только частотой и относительной частой, но и другими параметрами. Целью данного урока является изучение вопроса о видах этих параметров, их содержание и способ вычисления.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Устные упражнения

1. Вычислите значение выражения:

 

1)

-0,6 · (-0,3)

2)

(3,1 + 0,09)0

 

-0,2

 

:

 

х10

 

-1,5

 

:5

 

:0,5

 

?

 

?

 

2. Упростите выражение:

1) (а2)9 : а3;

2) (x + 2)(х - 6);

3) 4,9а5 · а;

4) ;

5) (3а + 5) - (2 - а);

6) .

3. Для выборки 1; 1; 3; 3; 3; 5; 8; 8 укажите: варианты; вариационный ряд; частоты; относительные частоты; объем.

 

V. Формирование знаний

План изучения нового материала

1. Средние значения. Вычисление среднего арифметического величины.

2. Мода выборки.

3. Медиана выборки.

4. Примеры решения задач.

 

Опорный конспект № 27

 

Выборки характеризуются центральными тенденциями: средним значением, модой и медианой

Среднее арифметическое значение

, где xi - значение признака (варианты); n - число единиц совокупности; где x - среднее арифметическое значений xi признаки.

Взвешенное среднее арифметическое значение

, где хi - варианты; nи - частоты.

Мода выборки - это значение признака, которое наиболее часто повторяется в выборке.

Медианой выборки называется варианта, которая находится посередине вариационного ряда.

Пример. Дано выборку измерения температуры воздуха (t, °С) в первую декаду апреля: 5; 6; 4; 3; 4; 5; 6; 2; 4; 6. Составьте статистический ряд; определите варианты и их частоты; составьте вариационный ряд, для которого найдите среднее взвешенное значение, моду и медиану.

Решение

Статистический ряд данной выборки: 2, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 6, 6, 6.

Варианты, вариационный ряд: 2, 3, 4, 5, 6; частоты соответственно равны 1, 1, 3, 2, 3.

Среднее взвешенное значение:

Мода равна 4 и 6, потому что 4 и 6 повторяются чаще всего - по 3 раза.

Поскольку в вариационном ряду 5 чисел: 2, 3, 4, 5, 6, то медиана равна 4.

 

Методический комментарий

Изучение материала урока начинается с формирования общего представления учащихся о существовании различных видов характеристик вариационных рядов. После этого последовательно формируются знания о содержании понятий: среднее арифметическое и взвешенное среднее арифметическое значение, мода и медиана выборки. Так же, как и на предыдущем уроке, подчеркиваем, что в соответствии с программными требованиями учащиеся имеют лишь описывать понятие среднего значения, а также решать задачи на нахождение средних значений и моды и медианы выборки. Поэтому после формулировки определений названных понятий уделяем внимание закреплению содержания и выработке схемы действий при решении задач на отыскание названных величин, решив как можно больше задач на обработку статистических данных из разных областей науки и техники.

VI. Формирование умений

Устные упражнения

1. Найдите среднее арифметическое значение по таблице:

 

Магазин

Порядковый номер магазина

1

2

3

4

5

Площадь магазина, м2

50

60

90

70

70

 

2. Найдите моду по данной таблице статистического распределения:

 

Размер мужской обуви

37

38

39

40

41

42

43

44

Количество проданных пар

-

7

8

19

28

25

10

1

 

Что показывает мода в данном случае?

3. Стаж работы пяти рабочих составляет: 4, 5, 8, 9, 11 лет. Найдите медиану этой выборки.

4. Стаж работы шести рабочих составляет: 7, 8, 9, 10, 12, 14 лет. Найдите медиану этой выборки.

Письменные упражнения

Для реализации дидактической цели урока следует решить упражнения такого содержания:

1) вычислить среднее арифметическое и взвешенное среднее арифметическое значение для статистических данных;

2) найти моду и медиану вариационного выборки;

3) на повторение: задачи на применение понятий, изученных на предыдущем уроке, и на построение полигона частот и гистограммы.

 

VII. Итоги урока

Контрольные вопросы

1. Запишите формулу для вычисления простого среднего арифметического. Приведите примеры.

2. Запишите формулу для вычисления взвешенного среднего арифметического. Приведите примеры.

3. Что такое мода? Что показывает мода? Приведите примеры.

4. Что такое медиана? Приведите пример.

 

VIII. Домашнее задание

1. Изучить определения понятий, рассмотренных на уроке, привести свои собственные примеры в изученных понятий и записать их в тетрадь.

2. Выполнить самостоятельную работу (см. ниже) с вариантом, указанным учителем.

3. Повторить: основные понятия темы 3 (см. опорные конспекты № 23-27), понятие среднего арифметического данных чисел.

Самостоятельная работа

Вариант 1

Найдите центральные тенденции, составить частотную таблицу выборки и постройте соответствующую гистограмму:

1) для выборки 2, 3, 3, 5, 6, 6, 6, 7, 9;

2) для выборки 1, 5, 7, 3, 7, 1, 7, 8, 3, 2;

3) если в таблице представлены сведения о возраст 20 детей, которые пришли на сеанс в кинотеатр:

 

12

14

15

12

16

13

14

16

15

14

14

15

15

16

14

12

13

15

16

14

 

4) для статистического исследования успешности сдачи учащимися 9 классов ГИА по алгебре, если они получили такие баллы: 7, 7, 9, 12, 4, 5, 11, 11, 12, 9, 9, 9, 10, 10, 7, 9, 9, 8, 4, 5, 8, 8, 8, 9, 10, 11, 7, 6, 9, 5, 5, 12, 9, 10, 10, 7, 9, 12, 4, 5, 11, 7, 8, 9, 10, 11, 7, 6, 9, 8, 10, 7, 9, 12, 4, 9, 8, 10, 10, 12, 11, 12, 9, 10, 7, 7, 4, 7.

 

Вариант 2

Найдите центральные тенденции, составить частотную таблицу выборки и постройте соответствующую гистограмму:

1) для выборки 1, 3, 3, 4, 4, 4, 6, 6, 7;

2) для выборки 11, 15, 17, 16, 16, 13, 15, 14, 13, 15, 12;

3) если в таблице представлены сведения об ошибках во время тестирования 25 детей:

 

2

1

2

2

0

3

4

0

1

5

0

1

2

2

4

4

3

0

2

2

3

3

3

1

2

 

4) для статистического исследования успешности сдачи учащимися 9 классов ГИА по алгебре, если они получили такие баллы: 6, 7, 9, 12, 4, 5, 12, 9, 9, 8, 10, 10, 7, 9, 9, 8, 4, 5, 6, 8, 8, 9, 10, 5, 7, 6, 9, 5, 5, 7, 9, 10, 10, 7, 9, 12, 4, 5, 8, 7, 8, 9, 10, 11, 7, 6, 10, 7, 9, 11, 4, 9, 8, 10, 10, 12, 11, 12, 9, 10, 7, 7, 4, 3.