География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 45. Гидросфера. Мировой океан и его части

 

Практическая работа № 10. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (на протяжении изучения темы)

Цель: сформировать у учащихся первичные знания о гидросфере, ее составе, мировой круговорот воды в природе, Мировой океан и его части; способствовать развитию умения объяснять взаимосвязь оболочек Земли на примере мирового круговорота воды; развивать умение делать выводы, анализировать информацию, работать с физическими и контурными картами; способствовать развитию практических умений учащихся определять географическое положение моря; воспитывать любовь к природе.

Типы урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, учебники, таблицы «Круговорот воды», «Большой круговорот воды на Земле», глобус.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Беседа

• Из каких оболочек состоит Земля?

• Что называется гидросферой?

Ассоциация. Запишите все ассоциации со словом «вода», которые возникают у вас.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный, потому что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают влияние на климат континентов.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».

Почему без воды погибнет все живое на планете? Какое значение имеет вода? Наши уроки по теме «Гидросфера» посвященные хозяйке Земли - воде.

 

IV. Изучение нового материала

Площадь нашей Земли составляет 510 млн. км2, из них 361 млн. км2 - водная поверхность.

Работа с картой. Рассмотрите карту полушарий, глобус и определите, что входит в состав водной оболочки. Назовите части гидросферы.

Задачи. Во время рассказа учителя, работы с рисунком составьте схему «Части гидросферы».

 

 

Благодаря водной оболочке климат благоприятен для жизни людей. Вода медленно нагревается и охлаждается. Нагревшись за лето, вода летом согревает воздух Земли.

Под действием солнечного тепла вода морей и океанов нагревается и в виде водяного пара поднимается вверх. Высоко над водой пар охлаждается, образуются облака. С них дождевые капли падают обратно на поверхность океана.

Когда водяной пар и облака, образовавшиеся над океаном, переносятся на сушу, круговорот воды усложняется. Часть влаги, выпавшей на суше, испаряется, часть стекает в реки и озера, просачивается в землю. Благодаря тому, что вода переходит из одного состояния в другое и постоянно перемещается, все части гидросферы взаимосвязаны и на Земле происходит круговорот воды.

Работа с таблицей «Круговорот воды» и зачитывание сказки. Жила-была в океане капелька - кругленькая, веселая. Захотелось ей посмотреть на мир: какой он большой, красивый? Поднялась она на край волны и почувствовала, что тянет ее вверх, к яркому солнышку. Не успела она приходили в себя, как попала в облако, где увидела таких же капелек. Но сильный ветер поднял облако выше и сестрицям стало холодно, они заплакали и полились на землю дождем. Одна капелька упала в море, другие - в реку, а наша капелька упала в лесное источник. Расстроилась она: где ее сестрички, увидится ли она с ними?

Пока она томилась, речушка ее донесла до великой реки, а и - к морю, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она встретила своих сестер и очень обрадовалась.

Работа со словарем. Круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан.

Вопрос. Какое значение круговорота воды в природе?

Благодаря кругооборота происходит:

• перенос влаги на сушу и стекания ее в океан;

• перенос тепла;

• обмен минеральными веществами;

• круговорот связывает между собой все сферы Земли.

В морозный день она тверда - топором руби.

Нагрей ее - и к небесам она взлетит.

Теперь ответь мне:

Зовут ее. (Вода)

Вопрос. Какие свойства имеет вода? В каких состояниях вода находится?

В твердом состоянии вода находится при температуре меньше 0 °С, в жидком - от 0 °С до 100 °С, а в газообразном - более 100 °С. Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении до +4 °С уменьшается в объеме. За дальнейшего охлаждения вода увеличивается в объеме на треть.

Вода - универсальный растворитель. В микроскопических количествах в воде есть почти все химические элементы. Важное свойство воды - ее прозрачность, то есть способность пропускать солнечный свет. Плотность воды зависит от ее температуры и количества растворенных веществ.

Понятие «Мировой океан» около 100 лет назад ввел академик Ю. Шокальский. Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая суши.

Космонавты в иллюминаторы своих кораблей видят нашу планету голубой.

Вопрос. В каком полушарии больше воды, чем суши?

Единый Мировой океан делится на четыре океана.

Самый большой из океанов - Тихий, площадь его составляет 1/3 общей поверхности земного шара. В этом океане находится самая глубокая впадина мира - Марианский желоб.

Атлантический океан в два раза меньше Тихого. Длина его с севера на юг почти такая же, как и Тихого, но он гораздо уже.

Индийский океан меньший от Атлантического. Его площадь составляет 1/5 части Мирового океана, на ней можно разместить Африка и две Америки.

Северный Ледовитый океан самый маленький, он в 14 раз меньше Тихий.

В последние годы страны, которые проводят исследования в Антарктике, выделяют пятый океан - Южный - вокруг Антарктиды.

Вопрос. Чем Мировой океан земли разделен на четыре океана?

Пределами океанов служат берега материков, и только в южных широтах их пределами принято считать меридианы от крайних точек материков.

Работа со словарем. Материк - крупный участок суши, со всех или почти со всех сторон омывается водой. Их шесть. Самый большой - Евразия, самый маленький - Австралия.

Задачи. Показать на карте материки, обозначить их на контурной карте.

В океане размещены и небольшие участки суши - острова.

Работа со словарем. Остров - сравнительно небольшой участок суши, со всех сторон омывается водой. Самый большой остров - Гренландия - в 3,5 раза больше Украины.

 

 

Задачи. На контурную карту нанести упоминаемые географические объекты.

Часть материка или острова, которая далеко вдается в океан или море: полуостров (Аравийский, Крымский, Флорида, Скандинавский).

Во всех океанах выделяют моря и залива.

Работа со словарем. Море - часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.

 

 

Географическое положение каждого моря можно описать по следующему плану: название; частью какого океана является; в какой части океана находится; протяженность и направление; какой частью омывает берега, - каких материков, островов; какими проливами соединено с океаном.

Работа со словарем. Залив - это часть океана, моря, глубоко вдается в сушу.

Работа с картой. Найти Бискайский, Бенґальську, Мексиканский, Ґвінейську залива. Частями каких океанов они есть?

Работа со словарем. Относительно узкую часть водного пространства, соединяющая два водных бассейна и разъединяет участки суши, называют проливом.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Тесты

1) Вода в природе существует в состоянии:

а) жидком; б) твердом; в) газообразном; г) во всех названных.

2) Воды в природе более в состоянии:

а) твердом; б) жидком в) газообразном.

3) Основная причина круговорота воды в природе:

а) холодные и теплые течения; б) внутреннее тепло Земли; в) энергия Солнца.

2. Практическая работа № 10

Нанести на контурную карту заливы, проливы, острова, полуострова.

3. Описать Черное море по плану.

4. Что лишнее?

1) Австралия, Антарктида, Сарґассове, Евразия, Северная Америка.

2) Азовское, Берінґове, Баренцево, Японское, Северный Ледовитый океан.

3) Тихий, Атлантический, Индийский, Южный, Аравийское, Северный Ледовитый.

4) Берінґова, Дрейка, Керченский, Босфор, Магелланов, Сомали.

5) Персидский, Гудзонов, Мексиканский, Бискайский, Гвинейский, Ґібралтарська.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий раздел учебника.