Маржинализм (от фр. marginal - предельный) - одно из направлений западной экономической науки и ее методологический принцип. Возник в середине XIX в., а распространение получил в 70-е годы XX века. Авторы К. Менгер (Австрия), В. Жевонс (Англия), Л. Вальрс. Основой М. является теория предельной полезности, согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем (см. Теория предельной полезности), полезностью последней единицы запаса определенного вида товаров. Впоследствии такой подход был воплощен в теории издержек производства, цены, распределения и т.д. М. имеет положительные и отрицательные стороны. К первым принадлежит детальный анализ функционирования рынка, выяснение закономерностей ценообразования и денежного обращения, спроса, попытки исследовать вопросы оптимального распределения и использования ресурсов и другие проблемы. К негативным сторонам М. относят субъективность оценки мотивации людей, абстрагирование от изучения социально-экономической сущности капитализма, то есть отношений собственности и производственных отношений. На первом плане у сторонников М. были не отношения между людьми в различных сферах общественного воспроизводства, а отношение человека к вещи. Поэтому наибольших успехов они достигли при анализе технологического способа производства, технико-экономических, а не социально-экономических отношений между людьми.