Маркетинг (от англ. Market - рынок) - управление коммерческой деятельностью предприятия на основе информации о потребностях потребителей и соответствия этим потребностям товаров и услуг с целью обеспечения их конкурентоспособности на рынке и получения максимальной прибыли. В отличие от производственного менеджмента, М. представляет спрос. Он сочетает в себе анализ, планирование и контроль за деятельностью фирмы, нацеленный на сохранение существующих и завоевание потенциальных рынков и имеет своей задачей удовлетворение спроса покупателей, с одной стороны, и достижение цели фирмы - с другой. Общая схема М.
М. - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированной на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия - экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В современный период существует несколько определений М. Главное в любом определении - ориентация на потребителя, на удовлетворение его потребностей. М. служит для того, чтобы необходимая продукция по оптимальным ценам через соответствующих продавцов доходила до покупателей. Исходя из концепции М., все деловые решения должны осуществляться через призму интересов клиентов фирмы. „ Покупатель всегда прав" - аксиома М. В современном понимании М. появился как реакция на экономический кризис конца 20-х - начале 30-х годов, что заставило предпринимателей уделять более пристальное внимание изучению рынка. Сначала он имел два ориентиры: производство и покупательную способность населения. Главными звеньями маркетинговой деятельности того периода были рационализация производства, минимализация расходов, связанных с сырьем В 40-50-е годы М. нацеливается на продажу товаров и услуг. Способы реализации произведенной продукции превращаются в главное звено его деятельности. После 60-х годов М. переориентируется на привлечение потребителей и налаживание с ними долговременных связей. Создание и оформление продукции теперь осуществляется не для абстрактного потребителя вообще, а на заранее спланированный рыночный сегмент (см. Сегментный рынок). Продажа, хоть и остается решающим моментом в Г., становится лишь одним из них. Важное значение приобретают такие звенья, как кредитование покупателей и скидки цен, после продажное техническое обслуживание и поставки запасных деталей, художественное конструирование (дизайн), которое стало составной частью М. Хранить своих покупателей и приобретать новых - главная потребность маркетинговой деятельности. М. занимает ключевое положение в рыночной стратегии современной фирмы. Маркетинговой деятельностью фирмы непосредственно руководит один из ее вице-президентов, в его подчинении штат маркетологов. Общая структура функционального управления фирмы. Существует ряд подвидов М.: М услуг, торговый, социальный, международный и стратегический. Разнообразие форм М. предполагает необходимость их теоретико-методологического осмысления (то есть концепции М., ориентированной на потребителя), интегрированной целевой философии процесса производства, организации и человека. Хотя концепция М. и позволяет анализировать, максимализировать и удовлетворять спрос потребителя, но она является лишь руководством к планированию. Предприятие должно также учитывать и свои сильные и слабые стороны в таких сферах, как производство, технология, финансы и сбыт. Планы М. должны объединять цели, требования потребителей и ресурсные возможности предприятия. Кроме того, необходимо учитывать воздействие конкуренции, государственного регулирования и другие внешние факторы. В современных условиях применяются два основных вида или методы М.: 1) М., ориентированный на продукт, изделие или услугу; 2) М., ориентированный на потребителя, на особую клиентуру, заранее определенные группы потребителей. Поэтому философия М. настаивает на анализе удовлетворения потребностей, направляет ресурсы фирмы на изготовление товаров и услуг, которые им нужны. Согласно с ней продажа - средство обращения и изучения потребностей потребителей, а если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику, а не только менять процесс продажи. М. ориентирован на долгосрочную перспективу, его цели отражают общие задачи компании.
Маркетинговая деятельность фирмы строится на целевой ориентации и комплексности мероприятий, В своей деятельности она руководствуется двумя аспектами: собственными показателями фирмы и внешней средой. Эта деятельность схематично имеет следующий вид.
Маркетинг некоммерческий - система организации хозяйственной деятельности некоммерческих организаций (колледжей, университетов, учреждений здравоохранения и библиотек), связанных с услугами. М. н. осуществляется организациями и отдельными лицами, которые действуют в интересах общества или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению прибыли. Существует ряд отличий между М. н. и маркетингом, ориентированным на прибыль. М. н. связан с организациями, территориями и идеями, а также специфическими товарами и услугами. Его цели являются более сложными, поскольку успех или неудача не могут измеряться с финансовых позиций. От некоммерческих организаций часто могут ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка. Некоммерческие организации имеют, как правило, две категории клиентов: потребителей и спонсоров.