Способности тесно связаны с общей направленностью личности. В.Е. Чудновский отмечает, что соотношение направленности личности и уровня способностей неоднозначное: высокий уровень способностей существенно влияет на стиль поведения и формирование личности. Еще большее значение имеет тот факт, что развитие способностей в немалой степени определяется условиями воспитания, особенностями сформированности личности, ее направленностью, которая либо способствует раскрытию способностей, или, наоборот, приводит к тому, что способности не реализуются. В основе одинаковых достижений при выполнении определенной деятельности могут быть разные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успеха различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Важными факторами процесса обучения и воспитания является сензитивні периоды, благоприятные для становления тех или иных способностей.
СПОСОБНОСТИ - это сочетание благоприятных индивидуально-своеобразных особенностей и свойств психики, которые проявляются в скорости, результативности и качества выполнения соответствующей деятельности при минимальных силовых, энергетических и временных затрат.
Исходной предпосылкой для развития способностей являются те природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. В то же время биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг концентрирует в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей (С.Л. Рубинштейн). Уровень развития способностей зависит:
• от качества знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;
• природных задатков человека, качества природных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
• большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (Б.И. Додонов).