Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗДЕЛ 11

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

11.6. Концептуальные основы и стратегия управления внешним долгом Украины

 

Создание долгосрочных условий для стабильности финансовой системы Украины, обеспечение устойчивости внешнеэкономической позиции государства, недопущения чрезмерного роста долговой нагрузки на экономику страны, расширение инвестиционного потенциала реального сектора и полноценная интеграция экономики в мирохозяйственного комплекса требуют разработки долгосрочной концептуальной основы управления внешним национальным долгом Украины.

Мировой практикой наработано принципы и целевые ориентиры политики управления внешним долгом. Считается, что эта политика должна направляться на достижение таких общеэкономических и финансовых целей:

покрывать потребности правительства и предприятий в заемных средствах для финансирования дефицита по внешним операциями;

поддерживать доступ к международных рынков товаров и услуг, а также к международному рынку капиталов;

минимизировать стоимость займов и расходов на обслуживание долга;

достичь сбалансированной структуры долговых обязательств;

минимизировать валютный риск путем установления оптимальной валютной структуры долга;

гармонизировать политику государственных займов с общей экономической политикой и способствовать достижению монетарных и финансовых целей.

В Украине, с учетом особенностей развития финансово-кредитной системы, стратегическими направлениями долговой политики государства должны стать:

поддержание размера государственного долга на экономически безопасном уровне;

оптимизация структуры государственного долга и снижение стоимости его обслуживания;

удержание стабильной долговой позиции правительства и предотвращение возникновения кризисов ликвидности и платежеспособности;

достижение экономически обоснованного соотношения между финансовыми потребностями государства и затратами на обслуживание государственного долга;

продуктивное использование заимствованных средств и усиления инвестиционной направленности государственных займов.

Эффективное управление долговыми операциями правительства и соблюдения экономически безопасных размеров долгового нагрузку будут создавать почву для укрепления финансовой системы Украины, обеспечения платежеспособности государства и усиление стимулирующего влияния государства на социально-экономическое развитие.

Управление внешним долгом имеет связываться с четкой системой макроэкономических индикаторов. Ведь взвешенная политика управления внешним долгом сама по себе не обеспечит решения внешнедолговых проблем; только в сочетании с надежной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной и структурной политикой адекватная политика управления внешним долгом может способствовать росту национальной экономики и сбалансированному развитию финансовой системы государства.

В последние годы многим странам с формирующимися рынками, в результате повышения эффективности управления государственным долгом удалось достичь существенного улучшение структуры долговых портфелей. В некоторых странах были четко определены и формализованы цели управления государственным долгом. Другие страны прибегли к изменению организационно-административной системы управления долгом. Большинство стран начали применять современные методики оценки долговых рисков и прогнозирование структуры долга и динамики долговых выплат.

Правительства многих стран пытались уменьшить зависимость от колебаний обменных курсов за погашения внешней задолженности и дополнительный выпуск внутренних долговых обязательств. Так, на начале 2006 г. Бразилия объявила о своих намерениях избавиться от краткосрочных долгов в иностранной валюте, минимизировать долю облигаций Брейди в собственном долговом портфеле, а также уменьшить количество обязательств, привязанных к обменного курса. Программа реструктуризации долгов охватывала долговые ценные бумаги на общую сумму 16-20 млрд. долл. Аналогичные программы реструктуризации долгов были начаты в Колумбии (2,8 млрд. долл. США внешних обязательств), Венесуэле (4,0 млрд. долл. США облигаций Брейди) и Турции (3,5 млрд. долл. США облигаций, привязанных к обменному курсу). После досрочного выкупа облигаций Брейди Бразилией и Венесуэлой сумма таких обязательств в обращении уменьшилась до 10 млрд. долл. США (по состоянию на апрель 2006 г.), в то время как в августе 1996 г. она составляла 150 млрд. долл. США.

Уроки мирового опыта создают основание для разработки научно обоснованных принципов политики управления внешним государственным долгом Украины. Стратегическими ориентирами данной политики должны стать содержание умеренного размера государственного долга Украины, сбалансирования его структуры, оптимизация привлечения заемных средств для нужд государства и повышение эффективности их использования.

1. Уменьшение объемов размещения внешних государственных займов. Чрезмерное привлечение внешних государственных займов порождает угрозы дестабилизации государственных финансов и проблем оттока доходов национальной экономики. Устранение угроз для стабильности финансовой системы и динамичного развития реального сектора экономики может быть обеспечено путем постепенного погашения внешней задолженности и увеличения государственных займов на внутреннем рынке.

Сокращение внешних обязательств государства создавать условия для решения задач снижения внешнедолговой нагрузки на экономику и минимизации рисков долгового финансирования.

2. Развитие внутреннего рынка ссудных капиталов. Основной целью управления государственным долгом Украины на ближайшие годы должно стать смещение акцентов с внешних государственных займов на внутренние. Осуществляя курс на замещение внешних заимствований внутренними, правительство обеспечит себя от разрушительных последствий международных переливов капиталов и скачкообразных изменений обменных курсов. В целом развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг и эффективное функционирование рынка долгосрочных финансовых инструментов сделает структуру долга менее рисковой и уменьшит вероятность распространения финансовых кризисов.

3. Содержание умеренных объемов дефицита государственного бюджета. Повышение роли внутрішньобогових операций не должно сочетаться со смягчением бюджетной политики государства, поскольку чрезмерный государственный долг негативно влияет на экономический рост, независимо от источника его происхождения. Поэтому в среднесрочной перспективе стоит соблюдать экономически обоснованных пределов дефицита бюджета с постепенным повышением доли внутреннего финансирования.

4. Снижение размера государственного долга в период масштабной приватизации государственного имущества. Разработка эффективных механизмов влияния на состояние государственного долга требует определения принятых источников погашение задолженности государства. Одним из таких источников выступают поступления от приватизации государственного имущества.

Направление доходов от приватизации государственного имущества на погашение долговых обязательств государства теоретически обосновывается необходимостью поддержания стабильной чистой долговой позиции государства22. Если государство теряет право собственности на некоторые свои активы и в то же время не избавляется от своих долговых обязательств, то бремя нетто-государственной задолженности растет, что имеет негативные экономические последствия.

Сокращение внешнедолговых обязательств государства в период масштабной приватизации государственного имущества может происходить путем неразмещения государственных займов при осуществлении плановых выплат по государственным долгом. Средства от приватизационных поступлений целесообразно аккумулировать на специальном счете правительства и использовать исключительно на осуществление долговых платежей.

5. Усиление инвестиционной направленности заемных операций государства. Привлечение государственных займов в объемах, превышающие затраты на погашение долга, является экономически обоснованным только при направлении заемных средств на инвестиции в перспективные сферы, доходность которых превышает процентные ставки по займам. Применение же одолженных для финансирование потребительских расходов является оправданным лишь на краткосрочном временном промежутка для преодоления временных трудностей и экстремальных ситуаций. То есть, рост государственного долга должно сопровождаться активизацией экономической деятельности и достижением позитивных структурных сдвигов, следствием которых будет развитие высокотехнологичных производств и повышения эффективности национальной экономики.

Стратегической целью государственной долговой политики в идеале должно служить привлечение финансовых ресурсов для реализации программ инновационно-инвестиционного развития экономики. Однако непроизводительные заимствования прошлых лет требуют отвлечения доходов бюджета и привлечения новых займов для погашения предыдущих долгов. Кроме того, заемные инструменты для решения задач инновационного развития может использовать государство лишь при формировании эффективных механизмов направления заемных средств в производительные инвестиции.

_______________________________________________________

22 Чистая государственная задолженность определяется как разница между валовыми долговым обязательствам государства и стоимости имущественных активов, находящихся в государственной собственности.