Урок 46
Тема. Правописание окончаний существительных в местном падеже множественного числа
Цель: расширять знания учащихся о склонение существительных во множественном числе, учить правильно образовывать и использовать в речи формы существительных в предложном падеже множественного числа с предлогами; развивать речь детей, расширять активный словарь учащихся; воспитывать интерес к географическим исследованиям.
Оборудование: рисунки с изображением трамвая и троллейбуса; карточки со словарными словами, индивидуальные словари.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 185
2. Минутка чистопису
Учитесь, читайте,
И чужому научайтесь,
И своего не сторонитесь.
- К чему призывает нас Т. Г. Шевченко?
- Какой части речи нет в этом стихотворении?
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- А как можно знакомиться с достоянием и опытом разных народов?
- Разгадайте кроссворд и узнаете ответ.
1. При пересказе текста пригодится.
2. Зная тему текста, его можно подобрать.
3. Падеж, который имеет вопрос кого? чего?
4. Один из типов текста.
5. Падеж, который имеет вопрос кем? чем?
6. Часть слова, которая прячет в себе лексическое значение слова.
7. Словарное слово, которое называет человека с высшим техническим образованием.
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня будем путешествовать по миру, познакомимся со многими занятными природы, а также с особенностями формы существительных в местном падеже множественного числа.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Поисковая деятельность в парах (за упражнением 186)
- О чем вы узнали из этого текста?
- А что вы можете рассказать о окончания существительных множественного числа в предложном падеже?
- Сверьте наблюдения с правилом. Правильны ли ваши выводы?
- Обратите внимание на различия форм местного падежа в русском и украинском языках.
2. Самостоятельная работа (за упражнением 188)
Проверка фронтально.
- А что интересного рассказал вам этот текст?
- Какой это тип текста?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Творческая работа (за упражнением 187)
2. Работа со словарными словами
- А какие виды транспорта вы еще знаете?
- А что это? (Учитель закрепляет рисунки трамвая и троллейбуса.)
- А кто из вас знает, как правильно записать эти слова?
- Обратите внимание на написание слов на с. 94. Как вы думаете, где в этих словах «ловушки»?
- Запишите слова в словарик, подчеркните орфограми.
- Составьте и запишите предложения с этими словами, поставив их в местном падеже множественного числа.
- Что нужно помнить о правописании окончаний существительных в местном падеже множественного числа?
3. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Итог урока
Игра «Лучший языковед» (командные соревнования)
Провести с вопросами и заданиями для повторения на с. 94.
- Эти вопросы помогут вам подготовиться к контрольной работе по теме «имя Существительное».
VII. Домашнее задание
С. 93, правило; упражнение 189.