УРОК № 45
Тема. Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. «Искусство быть вежливым»
Цель: дать сведения учащимся об имени числительном как части речи, показать роль числительных в жизни людей, научить отличать числительные от других частей речи со значением количества; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Именем числительным называют часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? который? Например: два, три, пять, семь, двенадцать, сто двадцать; второй, третий, пятый, седьмой, двенадцатый, сто двадцатый.
2. Практическое упражнение.
Упр. 445.
3. Объяснение учителя.
Числа играют важную роль в жизни людей. Числами называют время и расстояние, указывают вес товара и его стоимость, порядок предметов при счете, количество чего-либо, имеющегося в наличии.
На письме числа записывают цифрами и словами. В важных документах требуется записывать число цифрами и словами.
4. Выборочный диктант.
— Прослушайте предложения. Выпишите числительные в словосочетаниях. Запишите числительные цифрами и словами.
1) На пришкольном участке ребята посадили восемь яблонь, семь черешен, одиннадцать груш, пятнадцать вишен. 2) В году двенадцать месяцев, пятьдесят две недели, триста шестьдесят пять дней. 3) Пятнадцать делится на три и пять без остатка. 4) В магазине мы купили один лимон, семь апельсинов, десять мандаринов.
5. Объяснение учителя.
Имена числительные следует отличать от слов других частей речи со значением количества. Чтобы правильно определить часть речи, нужно задать к слову вопрос.
(Кто?) Пятиклассники учатся хорошо (пятиклассники — существительное). (Сколько?) Пятеро друзей пошли на каток (пятеро — имя числительное).
6. Выявление восприятия.
Упр. 450.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Устное упражнение.
— Ответьте на вопросы.
1) В каком году родился Т. Г. Шевченко?
2) Сколько учеников в вашем классе?
3) Назовите номер своего дома.
4) Сколько лет вам, вашему брату, сестре?
5) В каком классе учатся ваши друзья?
2. Распределительный диктант.
— Запишите в левый столбик имена числительные, а в правый — слова других частей речи. С помощью вопроса определите части речи.
Три, тройка, трехметровый, трое, семеро, седьмой, семь, семерка, семидневный, пять, пятый, пятеро, пятерка, пятикопеечный.
3. Творческое задание.
— Приведите примеры предложений, в состав которых входят имена числительные. Примеры берите из математики, литературы, истории, географии.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста «разрешите пройти» учителем.
Учебник, с. 205.
2. Работа с текстом.
1) Определение основной мысли (упр. 455).
2) Чтение опорных слов и словосочетаний (упр. 456).
3) Перевод с украинского языка на русский (упр. 457, письменно).
4) Беседа по вопросам рубрики «Отвечайте» (учебник, с. 206).
3. Итог работы.
Запоминаем «Формулы извинения», практикуемся их использовать (моделирование ситуаций, составление коротких диалогов).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 40.
2. Выполнить упр. 453, 459 (устно).