УРОК № 44
Тема. Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры
Цель: научить школьников определять элементы содержания, входящие в состав текста типы речи; развивать у них умение отбирать необходимый материал для раскрытия темы; воспитывать у детей любовь к родному краю.
Ожидаемые результаты: учащиеся выбирают из текста материал на заданную тему; определяют основную мысль высказывания; используют речевые средства исходного текста; составляют высказывание по плану в логической последовательности.
Оборудование: текст для изложения, фотографии.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Беседа с учащимися.
— Что подразумевается под описанием местности?
— Как строится данное описание?
— Какую роль играет в тексте описание местности?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
В Харьковской области множество изящных дворцов и имений, культовых сооружений. К сожалению, почти все они обветшали и постепенно разрушаются еще больше. Но все же благодаря сохранившимся описаниям былой красоты исчезнувших или полуразрушенных объектов живет надежда на их восстановление, а значит, мы и будущие поколения сможем приобщиться к культуре и истории нашего края.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Чтение текста учителем.
СТАРОМЕРЧИКСКИЙ ПАРК
Парк площадью 69 га был основан в начале XVIII века на базе естественной дубравы в селе Старый Мерчик Валковского района. Он расположен на склонах извилистой балки, у подножия которой протекает река Мерчик. По заказу харьковского магната — вице-губернатора Григория Шидловского — для его семьи прямо в парке был построен двухэтажный дворец — шедевр классицизма. Искусствоведы считают, что в этом здании, как в фокусе, собраны все приемы русского архитектора В. Баженова, разбросанные по отдельности в различных его постройках.
Главное украшение фасадов центральной части дворца — пилястры, образующие портик, которые венчает аттик с орнаментами, и вазы в глубоких нишах. (К нашему времени многие элементы декора, к сожалению, утрачены). По обе стороны от дворца симметрично расположены два одноэтажных флигеля. Один служил библиотекой, другой — домом для гостей. Дворец с флигелями вместе образуют так называемый курдонер — парадный двор. Недалеко от него стоят церковь, амбары и конюшни.
Парк перепланировали в английском стиле, то есть с использованием приемов свободной, пейзажной группировки растительности. Появились беседки, гроты, скульптуры и павильон в виде ротонды. Новый хозяин имения, Е. Духовский, пристроил к церкви колокольню и заменил в лепном декоре аттика герб Шидловского своим. Сейчас от былой красоты практически ничего не осталось. Однако даже в запущенном виде парк привлекает оригинальностью планировки и вековыми деревьями.
(И. Андренко)
- Беседа с учащимися.
— Какие типы речи объединяются в тексте?
— Какие описания присутствуют в тексте?
— Как построены описания парка и дворца?
— На каких деталях автор акцентирует внимание?
— В каких строках текста выражена его основная мысль?
— Какие фрагменты текста можно сократить или поменять их местоположение? (О замене герба — к описанию фасада.)
- Словарная работа.
Классицизм — направление в искусстве ХVII-ХVIII вв., основанное на подражании античным образцам как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присущи регулярность планировки и четкость объемной формы.
Фасад — передняя сторона здания.
Пилястры — четырехгранные полуколонны, одна грань которых прилегает к стене.
Аттик — декоративная стена над карнизом.
Портик — крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.
Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или интерьеров.
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании элементов.
Флигель — вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка.
Курдонер — парадный двор.
амбар — строение для хранения зерна, припасов, товаров и т. д.
Грот — пещера, преимущественно искусственная.
Герб — отличительный знак.
Ротонда — круглое или полукруглое небольшое здание с куполом.
- Составление плана.
Образец плана:
1. Местонахождение парка.
2. Дворец — шедевр классицизма:
а) главное украшение фасада;
б) декор дворца и изменения в нем;
в) флигели.
3. Перепланировка парка.
4. Утраченная красота.
- Повторное прослушивание текста.
- Написание изложения.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Составить диалог, в котором бы поднимался вопрос о сохранении культурного наследия. (Можно использовать описание (сжатое) одного из памятников архитектуры.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Нужно ли восстанавливать утраченные или полуразрушенные памятники культуры и истории?