Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 46

Тема. Соединительная и распределительная свойства умножения

 

Цель: усвоение соединительной и распределительного свойств умножения; формирование умений их применять при решении задач.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: таблица-схема «Свойства умножения».

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Заполните цепочку вычислений:

 

 

2. Прочитайте выражения, используя названия действий:

1) (5 · 3) · 4;

2) 5 · (3 · 4);

3) (7 + 9) · 4;

4) 7 · 4 + 9 · 4;

5) 2а; 6) 2а · 3.

3. 1) Произведение чисел 5 и 3, умножьте на 4.

2) Число 5 умножить на произведение 3 и 4.

3) Произведение 5 и 4 умножьте на 3.

4. 1) Найдите произведение суммы 7 и 9 на 4.

2) Найдите сумму произведений чисел 7 и 4 и 9 и 4.

5. Или можно число 2 представить в виде произведения 10 000 множителей?

 

II. Формирование знаний

@ На этом уроке близко к тексту учебника (учащиеся работают с учебником) излагается основной математический материал темы (п. 16).

Поскольку материал не является новым, учителю следует лишь напомнить учащимся способ доказательства свойств и записать эти свойства в виде формул, сопроводив формулы примерами. (См. таблицу «Свойства умножения») Для распределительной свойства следует указать, что ее можно применить как в прямом, так и в обратном порядке.

 

Таблица «Свойства умножения»

a · b = b · a - переставная свойство

(a · b) · c = a · (b · c) = a · b · c - соединительная свойство

- распределительная свойство

Запомните:

50 · 134 · 20 · 1;

250 · 276 · 10 · 40;

2 · 5 = 10; 50 · 2 = 100;

72 · 8 = (70 + 2) · 8 = 70 · 8 + 2 · 8 = 560 + 16 = 576;

4 · 25 = 100; 5 · 20=100;

67 · 9 = (70 - 3) · 9 = 70 · 9 - 3 · 9 = 630 - 27 = 603;

8 · 125 = 1000; 4 · 250 = 1000.

@ На этом же уроке следует разобрать примеры 1, 2, 3, 4 (учебник, с. 117) и подчеркнуть, что названные законы умножения позволяют не только упрощать вычисления, но и упрощать выражения.

 

III. Закрепление знаний и формирования умений

1) № 432,436 - упражнения на применение соединительной и распределительного свойств умножения.

Следует заметить:

 

 

в № 432.

в № 436 (4) 65 · 246 - 65 · 229 - 65 · 17 = 65 · (246 - 229 - 17) = 65 · (246 - (229 + 17)) = 65 · (246 - 246) = 65 · 0 = 0.

2) № 434, 438, 440 - упражнения на применение соединительной и распределительной свойств умножения для упрощения выражений.

3) Дополнительное задание. Найдите пропущенные числа или буквы:

а) 25 · 37 · □ = 3700;

б) 25 · □ + 12 = 25 · 40;

в) 3с + 7с = □с;

г) 17c · □х = 34с.

 

IV. Итог урока

Вопрос к классу
Как записать:

1) переставляющейся свойство умножения для чисел х и у; 3 и 7; 2 и а?

2) соединительную свойство умножения для чисел х, у и z; 2 · 7 и 5; 2, х и z?

3) распределительную свойство умножения для суммы х и у и z, для суммы а и 5 и 2; для суммы 13 и 19 и b?

 

V. Домашнее задание

п. 15, № 433 (1-3); 435; 437 (1, 2); 441 (1-4); повторение № 455; п. 14

переставная свойство умножения и умножения натуральных чисел).