6 КЛАСС
Тема 1. Музыка как язык чувств
Урок 10
Тема урока. Чотиридольний размер, тактирование. Работа над песней "Ой в лузе красная калина". Слушание музыки. Г. Сковорода. "Всякому огороду прав и правое"
Цель урока: учить детей сольфеджувати упражнения в чотиридольному размере, дать понятие о кант; развивать музыкально-ритмический слух и музыкальную память; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: баян, магнитофон, аудио-запись, портрет Г. Сковороды.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
1) Пение упражнения для протяжного пения.
2) Упражнение на развитие легкости и подвижности голоса.
III. Сольфеджування упражнения в размере 4/4.
- Что вы, дети, видите на доске? (Мелодичну упражнение в размере 4/4).
- Что означает размер 4/4?
- Как называются судьбы: И сильная, II слабая, III относительно сильная, IV слабая.
- Назовите ноты и их длительности.
- Сольмізація и сольфеджування с тактуванням.
IV. Работу над песней „Ой в лузе красная калина”.
Работа продолжается на всех куплетах. Слежу за пением - сдержанным, с четкой дикцией. Мелодия песни широка, волевая, решительная.
V. Слушание музыки.
1. Беседа.
В развитии вокальной музыки XVIII в. значительное место занимает выдающийся украинский поэт, философ и музыкант Григорий Савич Сковорода. Он считал музыку одним из средств обращения к народу. В его сборнике „Сад божественных песен” сохранились основные тексты песен и кантов, среди которых значительную группу составляют аллегорические и сатирические песни.
Песни Ги Сковороды при его жизни не друкувалися. их пели бродячие бандуристы и простой люд по всей Украине. Мелодии песен Сковороды свидетельствуют, что он дал новое направление бытовой песни и создал новые образцы философской лирики. В своих песнях он осуждал несправедливый социальный строй. Это известный сатирический кант „Всякому городу нрав и права”, острой сатирой на представителей власти и господствующей верхушки.
2. Слушания канту.
Кант - это вид старинной триголосної куплетної песни без инструментального сопровождения.
3. Характеристика прослушанного.
- Какие виды искусства сочетаются в песне?
- Какие жанры вокальной музыки вы знаете?
VI. Итог урока.