География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 36. КИТАЙ. ЭГП. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Учебная цель: охарактеризовать особенности ЭГП, природы и населения Китая; развивать умение оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал, объяснять специфику населения страны; умение работать с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний.

Оборудование: политическая карта Азии, физическая карта Азии, учебники, атласы, схемы, таблицы, диаграммы, контурные карты.

Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, конфуцианство, буддизм, даосизм.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Проверка домашнего задания

Схема внешнеэкономических связей Японии.

2. Вопрос

• Какие страны входят в состав субрегиона Восточная Азия?

• Какие отрасли определяют международную специализацию Японии? Чем объясняется подобная направленность хозяйства страны?

• Перечислите факторы, определившие быстрый экономический подъем Японии после Второй мировой войны.

• Какие страны являются крупнейшими экономическими партнерами Японии?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Главным импортером японского капитала и инвестиций является ближайший сосед Японии - Китай. Эта страна всегда поражала путешественников-иностранцев своей самобытностью. Китай так же непостижим, как знаменитые загадочная славянская душа или английский церемонность. Вы уже знаете, что Китай занимает первое место в мире по количеству населения. Карта расскажет вам о разнообразии природных условий и огромную площадь этого государства. Для многих Китай - крупный товаропроизводитель, чья продукция буквально заполонила наши рынки.

Развал мировой социалистической системы заставил Китай взять курс на коренное реформирование экономики, что позволило ему за короткий период выйти на второе место в мире по размеру ВВП. Имея знания о факторах «японского экономического чуда», на сегодняшнем уроке мы обратимся к причинам, которые способствуют рождению еще одного экономического гиганта в Восточной Азии и в мире.

 

IV. Изучение нового материала

1. «Визитная карточка»

Официальное название - Китайская народная республика. Площадь - 9,6 млн. км2. Населения - 1 339 млн. человек. Столица - Пекин. Тип страны - страна с плановой экономикой. Государственный строй - социалистическая республика, унитарное государство.

2. ЭГП

Задание 1 (работа в парах). Прочитайте текст относительно географического положения Китая и определите позитивные и негативные признаки ЭГП.

Одна из крупнейших стран мира, расположена в центральной и восточной части азиатского материка. В состав входят особые административные районы: с 1997 г. - Сянган (Гонконг) и с 1999 г. - Макао (Аомынь). Формально провинцией Китая считается Тайвань, но фактически остров является отдельной страной. Граничит с 13 странами. Имеет широкий выход к морям Тихого океана.

3. Природные условия и ресурсы

Задача 2. Прочитайте в учебнике о природно-ресурсный потенциал Китая и сделайте предположение о развитии определенных отраслей хозяйства и их географию.

Контрастность рельефа и климатических условий. Значительные запасы гидроресурсов. Густая сеть полноводных рек: Янцзы, Сицзян, Сунгари, Ялуцзян, Хуанхэ. Большие лесные массивы. Плодородные почвы на территории Великой Китайской равнины и равнины Сунляо.

Китай занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов, цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена, ртути, редкоземельных металлов, титановых руд, отдельных видов химического сырья. Крупными являются также залежи урана и золота. Есть месторождения нефти и газа (этих видов топлива недостаточно).

Задача 3. Сравните обеспеченность природными ресурсами Китая и Японии.

4. Населения

Задача 4. По тексту учебника, таблицами, диаграммами, картами атласа составьте развернутый план характеристики населения Китая и определите главные демографические и социальные проблемы страны.

21 % населения Земли - 1 338 612 968 человек (на конец 2009 г.). Демографическая политика «Одна семья - один ребенок». Естественный прирост 9,4 %. Неравномерное размещение, около 80 % проживают в восточной части.

ЭАН составляет более 600 млн. чел. Трудолюбивые, старательные, дисциплинированные трудовые ресурсы. Конфуцианство, буддизм, даосизм. Урбанизация 40 %.

Несколько десятков городов - «миллионеров». Крупнейшие: Шанхай (13,37 млн. человек), Пекин (10,3 млн. человек), Тяньцзинь (9,3 млн. человек), Ухань (4,1 млн. человек), Харбин (3,1 млн. человек).

Многонациональная страна: 56 наций и народностей, китайцы - 91 %.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Задание 6. На контурной карте обозначьте: а) границы Китая и страны-соседи; б) условную границу между Западным и Восточным Китаем; в) крупнейшие города Китая.

Задание 7. Сформулируйте пятью предложениями факты, которые вас больше всего поразили во время изучения Китая.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Составить описание туристического маршрута «Исторические достопримечательности Пекина» (по желанию).

· Опережающий (отдельным ученикам). Составить сообщение о международные связи Китая и Украины.