УРОК 36. КИТАЙ. ЭГП. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Учебная цель: охарактеризовать особенности ЭГП, природы и населения Китая; развивать умение оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал, объяснять специфику населения страны; умение работать с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний.
Оборудование: политическая карта Азии, физическая карта Азии, учебники, атласы, схемы, таблицы, диаграммы, контурные карты.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, конфуцианство, буддизм, даосизм.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Проверка домашнего задания
Схема внешнеэкономических связей Японии.
2. Вопрос
• Какие страны входят в состав субрегиона Восточная Азия?
• Какие отрасли определяют международную специализацию Японии? Чем объясняется подобная направленность хозяйства страны?
• Перечислите факторы, определившие быстрый экономический подъем Японии после Второй мировой войны.
• Какие страны являются крупнейшими экономическими партнерами Японии?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Главным импортером японского капитала и инвестиций является ближайший сосед Японии - Китай. Эта страна всегда поражала путешественников-иностранцев своей самобытностью. Китай так же непостижим, как знаменитые загадочная славянская душа или английский церемонность. Вы уже знаете, что Китай занимает первое место в мире по количеству населения. Карта расскажет вам о разнообразии природных условий и огромную площадь этого государства. Для многих Китай - крупный товаропроизводитель, чья продукция буквально заполонила наши рынки.
Развал мировой социалистической системы заставил Китай взять курс на коренное реформирование экономики, что позволило ему за короткий период выйти на второе место в мире по размеру ВВП. Имея знания о факторах «японского экономического чуда», на сегодняшнем уроке мы обратимся к причинам, которые способствуют рождению еще одного экономического гиганта в Восточной Азии и в мире.
IV. Изучение нового материала
1. «Визитная карточка»
Официальное название - Китайская народная республика. Площадь - 9,6 млн. км2. Населения - 1 339 млн. человек. Столица - Пекин. Тип страны - страна с плановой экономикой. Государственный строй - социалистическая республика, унитарное государство.
2. ЭГП
Задание 1 (работа в парах). Прочитайте текст относительно географического положения Китая и определите позитивные и негативные признаки ЭГП.
Одна из крупнейших стран мира, расположена в центральной и восточной части азиатского материка. В состав входят особые административные районы: с 1997 г. - Сянган (Гонконг) и с 1999 г. - Макао (Аомынь). Формально провинцией Китая считается Тайвань, но фактически остров является отдельной страной. Граничит с 13 странами. Имеет широкий выход к морям Тихого океана.
3. Природные условия и ресурсы
Задача 2. Прочитайте в учебнике о природно-ресурсный потенциал Китая и сделайте предположение о развитии определенных отраслей хозяйства и их географию.
Контрастность рельефа и климатических условий. Значительные запасы гидроресурсов. Густая сеть полноводных рек: Янцзы, Сицзян, Сунгари, Ялуцзян, Хуанхэ. Большие лесные массивы. Плодородные почвы на территории Великой Китайской равнины и равнины Сунляо.
Китай занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов, цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена, ртути, редкоземельных металлов, титановых руд, отдельных видов химического сырья. Крупными являются также залежи урана и золота. Есть месторождения нефти и газа (этих видов топлива недостаточно).
Задача 3. Сравните обеспеченность природными ресурсами Китая и Японии.
4. Населения
Задача 4. По тексту учебника, таблицами, диаграммами, картами атласа составьте развернутый план характеристики населения Китая и определите главные демографические и социальные проблемы страны.
21 % населения Земли - 1 338 612 968 человек (на конец 2009 г.). Демографическая политика «Одна семья - один ребенок». Естественный прирост 9,4 %. Неравномерное размещение, около 80 % проживают в восточной части.
ЭАН составляет более 600 млн. чел. Трудолюбивые, старательные, дисциплинированные трудовые ресурсы. Конфуцианство, буддизм, даосизм. Урбанизация 40 %.
Несколько десятков городов - «миллионеров». Крупнейшие: Шанхай (13,37 млн. человек), Пекин (10,3 млн. человек), Тяньцзинь (9,3 млн. человек), Ухань (4,1 млн. человек), Харбин (3,1 млн. человек).
Многонациональная страна: 56 наций и народностей, китайцы - 91 %.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание 6. На контурной карте обозначьте: а) границы Китая и страны-соседи; б) условную границу между Западным и Восточным Китаем; в) крупнейшие города Китая.
Задание 7. Сформулируйте пятью предложениями факты, которые вас больше всего поразили во время изучения Китая.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Составить описание туристического маршрута «Исторические достопримечательности Пекина» (по желанию).
· Опережающий (отдельным ученикам). Составить сообщение о международные связи Китая и Украины.