Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Тема 3. Голосеменные
УРОК 38
Тема. Общая характеристика
голосеменных. Лабораторная работа № 15. Строение голосеменных
Цель. Сформировать у учащихся знания о
основные признаки голосеменных, по которым они отличаются от других отделов
высших семенных растений.
Основные понятия и термины: спору,
семя, семенные зачатки (макроспорангии), стробилы, спорофіли.
Оборудование: таблицы “Последовательный
развитие растительного и животного мира в различные геологические эры” (приложение А),
рисунки с изображением голосеменных (деревьев, кустов, одревесневших лиан);
оборудование для лабораторной работы (см. текст).
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы);
наглядные (демонстрация таблиц, моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые
(эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); практические
(выполнение лабораторной работы); самостоятельная работа с учебником.
Тип урока: усвоение нового
материала.
Структура урока
|
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
2
|
2.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
3.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
20
|
4.
|
Обобщение
и систематизация изученного.
|
15
|
5.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
3
|
6.
|
Домашнее
задачи.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Подготовительная беседа. Отгадайте
загадку: Все паны скинули кафтани - один пан не скинул кафтан (Елка в
лиственном лесу). А какие вы знаете загадки про ель и сосну?
Сегодня мы познакомимся с
растениями, которые имеют настоящее семя. Именно наличие семян дала возможность
растениям, которые получили название “Голосеменные”, широко распространиться на Земле и
иметь достаточно большую численность (по сравнению с отделами Мхи, Плауны, Хвощи,
Папоротникообразные).
Эвристическая беседа. Как вы думаете,
почему возникла именно такое название - “Голосеменные”? Потому что семена этих растений голое,
не окружено околоплодника, как, скажем, семена яблони, вишни, ореха.
Итак, сегодня на уроке мы
рассмотрим общую характеристику растений отдела Голосеменные как теоретически,
да и практически в процессе выполнения лабораторной работы.
План
1. Характеристика изменений климата на
Земли на границе палеозойской и мезозойской эр и влияние этих изменений на растительный
покров планеты.
2. Общая характеристика
голосеменных растений.
3. Выполнение лабораторной работа.
3. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Характеристика изменений климата на Земле
на границе палеозойской и мезозойской эр и влияние этих изменений на растительный покров
планеты
1. Рассказ.
Наверное, вы слышали, что все время
существования и развития жизни на нашей планете ученые делят на так называемые эры.
Древнейшая эра - архейская, за ней идут протерозойская, палеозойская,
мезозойская и кайнозойская (сейчас мы живем в кайнозойській эре). Каждая эра
характеризуется изменениями климата Земли, возникновением и исчезновением различных форм
живых организмов. Каждая эра делится на периоды. (Демонстрация таблицы
“Последовательное развитие растительного и животного мира в различные геологические эры”). Например,
палеозойская эра состоит из кембрийского, ордовикского, силурийского,
каменноугольного и пермского периодов. Так, в конце каменноугольного
периода климат на Земле стал более сухой и прохладный. Древовидные папоротники,
Хвощи и Плауны, которые царили до этого времени, постепенно вымерли. Появились первые
голосеменные растения - потомки древних папоротникообразных.
Происхождение от древних голосеменных
папоротникообразных доказывают наличие многих общих черт между этими растениями.
Это сходство - не только внешняя. Общие черты прослеживаются в строении
органов: стеблей, листьев, корней.
2. Работа с таблицей. Рассмотрите
таблицу, представленную в учебнике или практикуме, и скажите, какие голосеменные растения
были первыми.
3. Пояснительная беседа. Первыми
голосеменными растениями были семенные папоротники, которые впоследствии полностью вымерли.
Семена в семенных папоротников развивалось на листьях; шишек у этих растений не
было.
Семенные папоротники имели вид деревьев,
лиан и трав. От семенных папоротников возникли другие голосеменные растения.
Условия жизни на планете продолжали
варьироваться. Почему растения постепенно вымирали? Там, где климат становился более
жестким, древние голосеменные растения постепенно вымирали, поскольку на смену им
появились более совершенные растения - древние хвойные. Затем их сменили современные
хвойные голосеменные растения - сосна, ель, пихта (пихта).
Растения, которые размножались
семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения размножались
спорами. Особенно четко это проявилось, когда климат стал менее влажным. Объясните,
почему.
На заростках папоротникообразных, что
развиваются из спор, образующихся женские и мужские гаметы (половые клетки) -
яйцеклетки и сперматозоиды. Для того, чтобы гаметы слились, то есть, чтобы произошло
оплодотворения необходима вода, в которой сперматозоиды движутся к яйцеклеткам. В
голосеменных свободная вода для оплодотворения не нужна, ибо оно происходит
внутри семенных зачатков. Так, в хвойных мужские гаметы подходят к
женских по пыльцевых трубках, которые развиваются внутри семенных зачатков.
Другими словами, у растений,
размножаются спорами, возможность оплодотворения зависит от наличия воды в
внешней среде, а у растений, которые размножаются семенами, этой зависимости
нет.
Общая характеристика голосеменных
растений
4. Демонстрации шишек разных растений
и таблицы «Строение шишки», Посмотрите внимательно, как в шишках семена расположено.
Этот признак и является главной, по которому голосеменные растения отличаются от покрытосеменных.
5. Рассказ. Голосеменные (около
600 современных видов) - это преимущественно деревья, реже кустарники или одревесневшие
лианы (демонстрация представителей голосеменных). Травянистых форм нет.
Стебель этих растений камбий и способен к вторичному утолщению, сосудов в
большинства голосеменных нет, древесина состоит только из трахеїд (удлиненных
мертвых клеток с толстыми оболочками, которыми снизу вверх движется вода с
растворенными в ней минеральными веществами). За некоторыми исключениями, голосеменные -
вечнозеленые растения.
Одним из важных признаков этих растений является
наличие семенных зачатков, из которых после оплодотворения развивается семя.
Но, в отличие от покрытосеменных, семенные зачатки у них расположены открыто
на мегаспорофілах - женских шишках (цветков нет). С помощью ветра пыльца,
который развивается на мікроспорофілах - мужских шишках - попадает на женские
шишки, и впоследствии происходит опыление и оплодотворение.
Современные голосеменные распространены по всей
планете, но наибольшее их разнообразие - по периметру Тихого океана, в
Австралии и на прилегающих островах.
Лабораторная работа № 15
Тема. Строение голосеменных.
Цель. Ознакомиться с внешней
строением хвои, шишек, пыльцы и семян хвойных.
Оборудование: микроскоп, лупа,
мікропрепарат “Мікростробіл сосны”, пинцет, гербарные образцы сосны, ели (другие
хвойные растения), коллекция шишек, учебник.
Ход работы
1. Рассмотрите хвою предложенных
вам растений. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину. Данные
занесите в таблицу.
Название растения
|
|
Характеристика хвои
|
Форма
|
Размещение на стебле
|
Длина
|
Окраска
|
1.
2.
3.
|
|
|
|
|
2. Рассмотрите микростробилы и женские
шишки сосны. Нарисуйте их.
3. Рассмотрите мікропрепарат
“Мікростробіл сосны” под микроскопом при увеличении в 56 раз. Найдите в
мікростробілі пыльцу.
4. Рассмотрите пыльца под микроскопом
за увеличение в 300 раз. Нарисуйте увиденное.
5. Рассмотрите зрелую шишку сосны.
Осторожно отогнуть пинцетом одну чешую и выньте семя.
6. Рассмотрите семя сосны по
помощью лупы. Нарисуйте ее.
7. Сделайте вывод, в котором
укажите, какие общие черты имеет хвоя разных голосеменных, какие приспособления к
распространение имеют пыльцу и семена сосны обыкновенной и по какому признаку сосну
обычную причисляют к отделу Голосеменные.
4. Обобщение и систематизация
изученного.
Выполнение задания практикума.
Используя содержание параграфа учебника, заполните таблицу.
Сравнительная характеристика
голосеменных и папоротникообразных
Признак сравнения
|
Папоротникообразные
|
Голосеменные
|
Численность
|
|
|
Условия
рост
|
|
|
Размеры
|
|
|
Чем
размножаются
|
|
|
Характеристика
вегетативных органов:
-корень;
-стебель;
-листья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод.
Поставьте
«+» в соответствующей графе таблицы:
1.
Какие растения лучше приспособлены к условиям жизни?
|
|
2.
Растения какого отдела имеют более сложную строение?
|
|
3.
Какие растения более широко распространены на Земле?
|
|
5. Итоги урока, аргументация
оценок.
6. Домашнее задание.
Проработать соответствующий параграф в
учебнике. Дать ответы на поставленные после текста вопросы. Закончить
задачи в практикуме.