Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки биологии в 11 классе

Тема. ПОПУЛЯЦИЯ, ЭКОСИСТЕМА, БИОСФЕРА

УРОК 35. СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ. ОХРАНА БИОСФЕРЫ

 

Цели урока: проанализировать проблемы и определить пути сохранения биоразнообразия и охраны природы; развивать критическое мышление; воспитывать ответственность за последствия своей деятельности.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды презентации, фотографии, видеофрагменты (при наличии) с изображением деятельности человека по сохранению биоразнообразия и охраны природы.

Базовые понятия и термины: биоразнообразие, охрана природы, заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, зоопарки, реинтродукцию.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Влияет ли деятельность человека на состояние биосферы?

2. К каким последствиям приводит загрязнение окружающей среды?

3. Почему в результате деятельности человека могут вымирать определенные виды живых организмов?

4. Может ли человек положительно влиять на состояние биосферы?

5. Какие виды и почему вследствие деятельности человека увеличили свою численность и расширили ареал?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

По определению, данному Всемирным фондом дикой природы (1989), биологическое разнообразие - это «все многообразие форм жизни на Земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу». Таким образом, биологическое разнообразие следует рассматривать на трех уровнях. Биологическое разнообразие на видовом уровне охватывает весь набор видов на Земле - от бактерий и простейших до многоклеточных растений, животных и грибов. В более мелком масштабе биологическое разнообразие включает генетическое разнообразие видов, образованное как географически отдаленными популяциями, так и особями внутри одной и той же популяции. Биологическое разнообразие включает также разнообразие биологических сообществ и экосистем, сформированных ими, и взаимодействия между этими уровнями.

Для беспрерывного выживания видов и природных сообществ необходимы все уровни биологического разнообразия, все они важны и для человека. Разнообразие видов демонстрирует богатство эволюционных и экологических адаптаций видов к различным средам. Видовое разнообразие для человека источником разнообразных природных ресурсов. Например, влажные тропические леса с их богатейшим набором видов производят превосходное разнообразие растительных и животных продуктов, которые могут использоваться в пищу, в строительстве и медицине. Генетическое разнообразие любого вида необходима для сохранения репродуктивной жизнеспособности, устойчивости к заболеваниям, способности к адаптации в изменяющихся условиях. Генетическое разнообразие домашних животных и культурных растений является особенно ценной для тех, кто работает над селекционными программами поддержки и улучшения современных сельскохозяйственных видов.

Разнообразие на уровне группировок представляет собой коллективный отклик видов на различные условия окружающей среды. Биологические группировки, характерные для пустынь, степей, лесов и затопляемых земель, поддерживают непрерывность нормального функционирования экосистемы, обеспечивая ее «обслуживание», например, с помощью регулирования паводков, защиты от почвенной эрозии, фильтрации воздуха и воды.

Необходимые сроки и понятие

Красная книга - утвержденный перечень редких видов и исчезают, который содержит краткие сведения об их биологию, распространение и приняты меры по охране.

Зоологические музеи - научные учреждения, в которых хранятся коллекции животных, как современных, так и тех, что исчезли из определенной территории.

Зоологические парки (зоопарки) - научно-просветительские учреждения, кроме образовательных функций, выполняют еще и функции сохранения и научного исследования редких и исчезающих видов животных.

Заполнение таблицы вместе с учениками

 

Природоохранные территории Украины

 

Тип природоохранных территорий

Характеристика

Заповедники

Территории, на которых запрещены любые виды хозяйственной деятельности и туризм

Заказники

Территории, на которых охраняются определенные виды животных и растений и допускается ограниченная хозяйственная деятельность

Национальные парки

Территории, на которых в обусловленных пределах разрешаются организованный туризм и экскурсии

Заповедно-охотничьи хозяйства

Территории, на которых созданы условия для размножения промысловых животных и разрешается охота за особыми лицензиями

Памятники природы

Отдельные природные объекты с заповедным режимом, имеющих научное, культурное, историческое или эстетическое значение

 

Заповедники Украины

 

• Государственный заповедник Аскания-Нова.

• Государственный заповедник Дунайские плавные.

• Каневский государственный заповедник.

• Карадагский государственный заповедник.

• Карпатский государственный заповедник.

• Луганский государственный заповедник.

• Государственный заповедник Мыс Мартьян.

• Полесский государственный заповедник.

• Украинский государственный степной заповедник.

• Черноморский государственный заповедник.

• Ялтинский государственный горно-лесной заповедник.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Зачем нужно охранять биосферу?

2. Какие средства используются для сохранение биоразнообразия?

3. Чем заповедники отличаются от заказников?

4. Какие функции выполняют зоопарки и национальные парки?

V. Домашнее задача