Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки биологии в 11 классе

Тема. ПОПУЛЯЦИЯ, ЭКОСИСТЕМА, БИОСФЕРА

УРОК 34. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА СОСТОЯНИЕ БИОСФЕРЫ

 

Цели урока: рассмотреть влияние человека на состояние биосферы; развивать умение находить взаимосвязи между действиями и последствиями; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: таблицы или слайды презентации, фотографии, видеофрагменты (при наличии) с положительными и негативными примерами влияния деятельности человека на состояние биосферы.

Базовые понятия и термины: биосфера, человек, антропогенные факторы, загрязнение окружающей среды, вымирание видов, интродукция видов, охрана природы.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Что такое биосфера?

2. Каковы основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере?

3. Что такое ноосфера и какое значение она имеет для нашей планеты?

4. Какую роль играют живые организмы на нашей планете?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Первая стадия взаимодействия общества и природы длилась около 2,5 млн. лет от появления на Земле первых людей, которые принадлежали к виду Homo habilis, до начала поздне-палеолитической эпохи, связанной с распространением вида Homo sapiens (человек разумный). Хотя более совершенная умственная деятельность, огонь и довольно разнообразные орудия труда уже позволяли адаптироваться к различных типов экосистем, не меняя физического строения тела. Немногочисленные группы людей, вооруженные каменными орудиями, органично «вписывались» как составные элементы в природные экосистемы, не нарушая своей деятельностью их динамического равновесия. Поэтому можно считать, что на этой стадии человеческое общество и биосфера в совокупности представляли собой функционально незамкнутую глобальный социо-экосистему, в которой слабые антропогенные воздействия не могли вызвать заметных изменений в окружающей среде.

На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тысяч лет от начала позднего палеолита и до конца

Второй мировой войны, то есть до середины XX века, человечество уже ощутимо влияло на окружающую среду, причем антропогенное давление на природу неуклонно рос вместе с развитием человеческого общества, с совершенствованием производственных отношений и орудий труда. Человеческая деятельность привела к вымиранию многих видов животных и растений, вызвала деградацию природных экосистем на значительных площадях, но еще не возбудила природного круговорота веществ и энергетических потоков в масштабах всей планеты, то есть динамического равновесия биосферы. Негативная деятельность людей стала вызывать обратную реакцию природы (вялотекущее и не всегда адекватную), что создавало определенные напряжение во взаимоотношениях между человеческим обществом и окружающей средой. Следовательно, можно считать, что на этой стадии глобальная социо-экосистема стала частично функционально замкнутым.

В этой стадии можно выделить три этапы: примитивный, в течение которого человек влияла на природную среду охотой и рыболовством; агрокультурных, когда основными средствами антропогенного воздействия на природу были скотоводство и земледелие; машинно-индустриальный, в котором ведущим фактором разрушения окружающей среды стало промышленное производство.

Третья стадия взаимодействия общества и природы началась в середине XX века после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачок в развитии науки и техники, начав новую научно-техническую революцию. В этот период нерациональная хозяйственная деятельность, многократно усиленная достижениями научно-технического прогресса, привела к повреждению и истощения природных ресурсов, повреждения регенерационных механизмов биосферы, деформации составного течение многих миллионов лет естественного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, нарушение динамического равновесия глобальной земной социо-экосистемы. Вследствие этого началось прогрессирующее разрушение биосферы Земли, что грозит стать необратимым и привести в ближайшем будущем до такой степени деградации окружающей среды, что оно станет непригодным для дальнейшего существования людей.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Влияет ли деятельность человека на состояние биосферы?

2. К каким последствиям приводит загрязнение окружающей среды?

3. Почему в результате деятельности человека могут вымирать определенные виды живых организмов?

4. Может ли человек положительно влиять на состояние биосферы?

5. Какие виды и почему вследствие деятельности человека увеличили свою численность и расширили ареал?

V. Домашнее задача