Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

5.4. Методика обучения строения слова и словообразования

Строение слова - традиционный раздел школьной программы, в котором рассматриваются значимые части слова, отношения между родственными словами. Словообразование как учение о способах создания новых слов введен в программу сравнительно недавно, и поэтому содержание его еще достаточно не стабилизировался.

Словообразование как отдельная дисциплина прошел несколько этапов становления. Сначала его рассматривали как набор комбинаций морфем и включали в состав морфологии. Потом эту теорию заступил структурно-семантический подход, в котором акцент был сделано на словотвірній похідності, определении "производной основы", обращено внимание на создание структуры и семантики каждого слова.

На современном этапе в лингвистике предлагаются три направления в исследовании словообразования:

1.Синтаксичний (трансформационный). Этот подход начал Н.Хомський. По этой теории семантику и структуру дериватов рассматривается в лингвистике как результат порождение различных синтаксических конструкций, а понятие словотвірного правила связывают с воспроизведением цепочки переходов, лежащих в основе преобразования исходных синтаксических конструкций в соответствующий дериват (Он играет на трубе - он трубач; Он отъехал - его отъезд).

2.Ономасіологічний, основан исследованиями чешского языковеда М.Докуліла.

Ономасіологічна теория в своей основе имеет принцип номинации, то есть к номинативного акта словотвірне значение включается как часть подготовленного для означування мисленнєвого содержания. На первый план выходит не формальное выражение словотвірного компонента (префикс, суффикс), а его номінативне значение, способность предоставлять новых смысловых оттенков до первичного содержания слова (белый - бел-и-ты - становиться тем, что называет мотивирующая часть).

Новое словотвірне значение возникает на основе перераспределения и дополнения элементов информации и при сворачивании языковой формы.

3. Функционально-семантический (формально-семантический), который синтезирует достижения предыдущих двух подходов. Этот подход в словотворі является традиционным.

Как правило, понятие "словообразование" трактуют в двух значениях:

1. Раздел науки о язык, изучает создания новых слов на основе имеющихся в словарном составе, которые мотивируют производные образования; это учение о строении производных слов, о средствах и способы их создания.

2. Процесс (или результат) создание новых слов на основе однокоренных слов или словосочетаний за определенными моделями и закономерностями, которые существуют в языке. Согласно тому, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова.

Именно процесс создания новых слов резко отличает от понятия словообразование "словозміна", где в основе лежит создание грамматических форм. В словотворі отношение между словами формально-семантические (легко заметные изменения "формы", так и изменения словарного индивидуального значения). Этим словообразование отличается от лексики, где отношения между словами прежде всего семантические (физические формы слов обычно не останавливают на себе внимание говорящего) и от морфологии, в которой преобладают формальные отношения (семантика грамматических категорий людьми обычно не контролируется).

В школьной практике "Строение слова" в соответствии изучается в 5 классе, а "Словообразование" в 6 классе наряду с изучением орфографии. Во время обработки разделов задача учителя состоит в том, чтобы:

сформировать у учащихся устойчивые умение различать формы слова и однокоренные слова;

обеспечить знания особенностей, в том числе и стилистических, значимых частей слова;

научить учащихся осуществлять морфемний (по строению) и словообразовательный анализ слова;

выработать навыки пользование морфемним и словообразовательному словарями;

активизировать морфемний канал восприятия слов учащимися;

осмыслить способы и средства создания слов.

Умение выделять в слове его составные части - основу и окончание, корень, префиксы и суффиксы является главной предпосылкой для успешного изучения частей речи и их форм, связей между словами, стилистических функций морфологических средств. Без усвоения строения слова невозможно сознательное восприятие семантики многих слов, а следовательно, и пополнение лексического запаса целыми рядами родственных (однокоренных) лексем.

Понимание структуры слова - необходимое условие и усвоения орфографии, прежде всего тех правил, основанные на морфологическом принципе.

Не менее важно и понимание способов создания слов, поэтому этот раздел имеет и значительный мировоззренческий потенциал - самой сутью лингвистического материала утверждается взгляд на язык как исторически изменяющееся явление, на систему, которая постоянно совершенствуется и развивается.

Понимание взаимодействия морфем в структуре слова и способов создания слов позволит полнее и основательнее воспринять создания морфологических форм.

Усвоение сведений о строении слова связано с понятиями: основание и окончание, корень, приставка, суффикс, соединительные гласные звуки.

С большинством этих понятий и терминов учащиеся ознакомлены еще в начальных классах. В 5 классе задача заключается в том, чтобы не только закреплять, но и углублять приобретенные учащимися знания, поэтому, во-первых, не следует ограничиваться анализом структуры существительных и прилагательных, как это в основном делалось на начальном этапе обучения, во-вторых, следует чаще использовать слова, в составных частях которых произошли определенные звуковые изменения.

Учитель сможет помочь учащимся преодолевать трудности во время осознания строения слова и словообразования, если будет опираться на обще-дидактические, собственно методические, а также на специфические принципы изучения строения слова и словообразования, в частности: 1) дифференцирование понятий "словозміна" и "словообразование"; 2) установления связей между словотворенням и фонетикой; 3) углубление знаний о лексическое и грамматическое значение во время изучение строения слова и словообразования; 4) сопоставление словотвірного разбора с морфемним; 5) использование знаний о строении слова и словообразования для совершенствования орфографических навыков.

Выясняя понятие словоизменения и словообразования, учитель должен довести до сознания учащихся, что словозміна - это склонение слов по падежам, родам, лицами, числами. Словообразование - это различные способы создания новых слов. Если во время спряжения образуются новые формы того же слова и лексическое значение при этом остается неизменным, то при словотворенні появляется новое однокореневе родственное слово, но с другим лексическим значением.

Уточняя понятие об окончании как морфему, надо показать учащимся, что изменение слов обусловливается объединением их в словосочетания и предложения. Во время словоизменения образуются разные формы одного и того же слова. Окончания - это средство связи одного слова другому в словосочетании или предложении. Традиционно сложным для усвоение учащимися является морфемний анализ слова, что в большинстве случаев выявляет формальное отношение учащихся к слову оперируя морфемами, они часто и не подозревают об их смысловое наполнение и не учитывают этой особенности значимых частей при написании слова, разборе по строению, выяснении грамматических признаков.

Во время выполнения разбора слова по строению главным требованием является понимание значение анализируемого слова. Это важно для правильного определения характера основы, а также семантики морфем.

Этот вид разбора используется не только во время изучения строения слова. Разбор по строению имеет большое практическое значение при изучении морфологии, поскольку помогает раскрыть внутреннее строение слова, организацию значимых частей в нем, а также облегчает усвоение правописания каждой части речи. Разбор по строением целесообразно применять при изучении падежных окончаний существительных, прилагательных, местоимений, числительных, личных глаголов, при выяснении вопроса о создании причастных и дієприслівникових форм, при изучении наречия.

Разделение слова на морфемы - необходимая предпосылка усвоения учащимися словотвірного анализа, однако морфемний и словообразовательный анализы должны не только дополнять друг друга, но и осмысливаться как приемы, обеспечивающие разные аспекты толкование структуры слова.

Во время изучения словообразования учащиеся знакомятся с основными способами создания слов. Овладение словообразования становится почвой для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами из словообразования подаются орфографические правила написания сложных слов, чередование согласных при словотворенні т.д. Важно развивать способности учащихся, определять значение твірного слова путем осмысления его структуры, понимать морфемні значение, уместно использовать различные типы морфем при формо - и словотворенні в процессе речевой деятельности.

В методике определились основные принципы обучения строения слова и словообразования:

□ учета структуры, семантики и значения значимых частей слова;

□ установка связи с фонетикой, лексикологией, грамматикой и орфографией;

□ осуществление связи с работой над развитием связной речи.

С целью трансформации знаний учащихся в умения и навыки целесообразно использовать систему тренировочных упражнений и задач, как:

выпишите из текста или подберите самостоятельно к предложенному формы слова или однокоренные слова;

подберите слова, что состоят из определенного количества морфем;

определите звуки, на которые оканчивается основа слова;

определите корни, в которых происходят звуковые изменения (чередования);

перемещение по родством слова с омонимичными корнями;

подберите антонимы, что отличаются от представленных слов лишь префиксами;

подберите слова с тем же префиксом или суффиксом;

подберите слова с определенным значением (например, названия жителей городов), сгруппируйте их по суффиксам;

распределите слова за частями с начертанием их структурных схем или заполнением таблицы;

объясните роль тех или иных аффиксов, например, суффиксов ласковости или огрубленности и т.д.

Согласно содержанию обучаемому материала упражнения делятся на: Морфемні упражнения, которые развивают у учащихся умение определять структуру слова. Прежде всего это такие упражнения:

найдите (выпишите, подчеркните) слова, имеющие префиксы, суффиксы (или определенную структуру);

обозначьте графически части слова:

подберите слова с определенными суффиксами и т.д. (или с определенной структурой);

выполните графический диктант (запись схемы, а не слова, например: вместо хатка;

сгруппируйте слова по наличием в них различных префиксов (суффиксов, окончаний и т.п.);

разберите слова по строением;

определите, в каком со слов префикс (суффикс и т.д.) не выделяется

Словотвірні упражнения, которые развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические, связи и определять способ создания слова, например:

определите от какого слова и с помощью каких средств образовано слово;

составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их создания);

определите способ созидание слова;

подберите однокоренные слова к предложенному слову.

(в) составляет заключение (стой-в). Буквы (я, ю, е) - всегда передают один звук после согласного (песня).

Основа может быть мягкой, что обозначается мягким знаком. В этом случае мягкий знак относится к основанию: день. В слове день окончания нет (нулевое окончания).

Корень слова выделяется путем сопоставления со словом, от которого образовалось анализируемое слово.

Морфемний и словообразовательный анализ слова. Эти виды языкового анализа являются важнейшими методами теоретико-практического обработка материала и поэтому находят широкое применение на уроках. Каждому учителю-словеснику необходимо овладеть наиболее рациональными приемами их проведения.

Самым главным умением, необходимым для осуществления анализа слова по строению, является умение подбирать и сопоставлять однокоренные слова, изменять форму слова.

Анализ слова по строению лучше всего начинать с отделения окончания (если оно есть) и постепенного вычленения префиксов и суффиксов путем сопоставления с родственными словам, отличных от анализируемого одним каким-то элементом.

Словообразовательный анализ тесно связан с морфемним, он базируется па умении подбирать однокоренные слова, строить словотвірні цепочки. Для выяснения способа создания слова надо сопоставить его с ближайшим предшественником.

Подаем образец морфемного анализа и словотвірного анализа слова.

Разбор слова по строению

Одним из эффективных приемов, что поможет глубоко усвоить строение слова и выработать навыки определить ее, является, безусловно, разбор по строению. Для правильного членение слова по строению учащиеся учатся сопоставлять слова (например, сопоставляются производные слова с однокоренными, а также разные формы одного слова), познают систему суффиксов и префиксов в русском языке.

Последовательность разбора

1) заключение и его значения;

2) основа;

3) корень (отбор одного - двух однокоренных слов);

4) суффикс (отбор одного - двух однокоренных слов с таким же суффиксом; значение

суффикса, если доступно);

5) префикс (отбор одного - двух однокоренных слов с таким же префиксом;

значение, если доступно).

Сначала выделяется окончание на основе изменения слова. А изменение слова зависит от того, к какой части речи оно относится. Например, если это существительное, то он изменяется по числам и падежам: дорог, дорог, дороге-и, дорог-ой и т. д. Следовательно, неизменная часть дорог - основа, а переменная-а, -ы, -и, -й, -о - окончание. Если анализируется наречие дорого, то отмечаем, что это слово неизменно и оно не имеет окончания. Если слово заканчивается, например, на-ю: стою, необходимо помнить, что буквы для обозначения гласных (я, ю, е) передают в слове или два, или один звук. В слове стою, ю передает два звука (й-в) и один из них (и) относится к основанию, а второй (в) составляет заключение (стой-в). Буквы (я, ю, е) - передают всегда один звук после согласного (песня).

Основа может быть мягкой, что обозначается мягким знаком. В этом случае мягкий знак относится к основанию: день. В слове день окончания нет (нулевое окончания).

Корень слова выделяется путем сопоставления со словом, от которого образовалось анализируемое слово.

При выделении суффикса важно уметь подбирать примеры слов с тем же суффиксом: читатель, слушатель, сборщик и т. д. Если анализируется сложное слово, то выделяется соединительный гласный.

Префикс также вичленовується путем подбора однокоренных слов.

Однако при выделении префикса необходимо внимательно подумать, он не этимологический, как в словах поезд, поездка; показ, показатель и т.д.

Образец устного разбора:

Всадник приближался все ближе и ближе (В. Уткин).

В слове всадник нулевое окончание. Оно указывает, что это существительное мужского рода, именительного падежа единственного числа. Основа слова всадник, она состоит из корня и суффикса. Корень слова вершей-, однокоренные слова: вершина, верхом. Суффикс-ник уживается на определение человека по роду деятельности. Этот суффикс имеют слова: проводник, огородник, хозяйственник.

Образец письменного разбора:

Ой, скажи, дай совет, как прожить без судьбы?! Как одрізана ветка валяется судьбы

(Леся Украинка).

одрізана - од/рез/а/н/а

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор тесно связан с морфемним, ведь оба эти анализы предусматривают выделение составных частей слова и характеристику. От правильного осознание морфемного и словотвірного анализов нередко зависит сознательное усвоения правописания слов.

Последовательность разбора:

1) к какой части и речи относится анализируемое слово, выяснить его лексическое значение;

2) сравнить состав слова из однокореневим или ближайшим родственным и выявить

образующую основу и ту часть слова, с помощью которого оно образовано;

3) определить, от чего образована основа.

Организуя словообразовательный разбор, надо сначала определить, какой частью речи выступает анализируемое слово, его лексическое значение (например, читатель - существительное, тот, кто читает, кто занят чтением которых побудь произведений). Далее путем сравнения состава анализируемого слова с однокореневим определить образующую основу (читатель - от образующей основы чит-) и охарактеризовать: производная она не производная.

Основа, от которой образуется новое слово, называется образующей. Например, основа лес - является образующей основой для слова лесной, лес-н-ой), основа-вания лисп- - является образующей основой для слова лесник (лісн-ик), а основа лесник- - выступает образующей для слова лесничество (лісни-цтв-о).

Основа состоит только из корня (не имеет ни суффиксов, ни префиксов), является непохідною: лес,рук-а, сил-а, нос-ить.

Основа, образованная от другой основы с помощью суффиксов и префиксов, называется производной: лісн-ый, ручн-ый, силенн-ый.

После этого называется средство, с помощью которого образовано слово (слово читатель образовано с помощью суффикса-ач).

Наконец, определяется способ создания слова читатель. Оно образовано суфіксальним способом. Образец устного разбора:

Бродит ночь по улицам зимних, в переулках ветром завива (В.Сосюра).

переулок - существительное, имеет значение: ограниченный двумя рядами домов пространство для езды и хождения между двумя улицами; ближайшее родственное слово улица; переулок слово образовалось из помощью приставки о - и суффикса-ок. Слово образовано приставочной- суфіксальним способом - о-ул-ок (улица).

Образец письменного разбора:

по-тин-ок - тень

книг-о-люб - книгу любить

общественность - общественный

Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков учащихся.

Во время изучения строения слова и словообразования используются такие средства обучение как схемы, таблицы, опорные конспекты, ТСО (кодоскоп, графопроектор. компьютер).

Следовательно, задачей изучение строения слова и словообразования являются: 1) усвоение системе и понятий: окончание и основа слова, корень слова, приставка и суффикс, образующая основа, морфологические и морфологические способы создания слов; 2) обучение учащихся не только членить слова по их морфемним составом, но и определять, от какого слова или от какой основы и как образовалось то или иное слово, какой смысловой оттенок вносят в его содержание суффикс, префикс. Все это имеет большое значение как для развития логического мышления, так и для усвоения многих орфографических правил.

Изучение строения слова и словообразования направляется на то, чтобы учащиеся осознали разницу между словозміною и словотворенням, научились различать морфологические и не морфологические способы создания слов, углубили знания о связи словообразования с лексикой и морфологией. Необходимо добиваться понимания учениками того, что в результате словообразования появляется слово с новым лексическим значением, что каждое новое слово оформляется как та или иная часть речи, что в системе каждой части речи есть свои особенности словообразования.