Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 10

Технологии организации и проведения избирательных кампаний

10.2. Технология организации и проведения избирательной кампании

 

Настоящая демократия невозможна без всеобщего избирательного права, прямого и тайного голосования, открытой конкуренции между партиями в их борьбе за политическую власть, без свободы слова, собраний, мнений, объединений, прессы и т.п. И вполне закономерно, что из всех видов политической деятельности важнейшей, особенно в демократическом обществе, является депутатская деятельность.

Формы такой деятельности зависят от конкретных социально-политических, экономических, психологических условий, которые сформировались в стране, от уровня представительного органа, в котором работает политик (парламент, органы местного самоуправления). Соответственно, депутаты-политики также имеют разные права, обязанности, полномочия.

Депутат (позднелат. deputatus - посланный) - человек, избранный членами представительного органа власти, членами парламента. Депутаты избираются населением в процессе выборов или, скажем, в условиях диктатуры назначаются властью.

Парламенты XIX - начале XX вв. состояли из депутатов-парламентариев, которых знали как уважаемых в обществе людей. Сейчас члены парламентов, особенно современных западных демократий, - это, как правило, люди с высшим образованием, профессиональные политологи - выпускники специальных учебных заведений, для которых политическая деятельность фактически является деятельностью профессиональной.

Депутаты в абсолютном большинстве стран имеют депутатский иммунитет, определенные льготы и компенсации, их деятельность высоко почитается в обществе.

Депутаты могут избираться по партийной, мажоритарной и смешанной системами. Если выборы проходят по партийной системой, то партии объявляют своих кандидатов на партийных собраниях или собрании избирателей в округах.

По мажоритарной и смешанной избирательных систем, как правило, каждый гражданин может выставить свою кандидатуру, если за законом он имеет право быть избранным и подаст определенное количество подписей (в Украине - определенную сумму денег) в поддержку своей кандидатуры.

Если в мажоритарных избирательных системах владелец прямого мандата выбывает (в случае отставки или смерти), то в этом округе

назначаются и проводятся довыборы. Правда, в отдельных государствах мандат выбывшего депутата передают лицу, которое определяется законодательным органом (например, в США). Освободившееся место прямого кандидата может занять также его заместитель, которого выбирали вместе с прямым кандидатом. Такая практика существовала, в частности, во Франции в эпоху Пятой республики.

Специалисты-политологи в структуре депутатской деятельности выделяют несколько блоков: гностический, конструктивный, проектировочный, организационный и коммуникативный.

Гностический блок связан с формирование депутатом-политиком новых идей, умением анализировать причины любых явлений, работать с научной, специальной литературой.

Конструктивный блок образуют способности и умения действовать последовательно, взвешенно, творчески.

Проектировочный блок предопределяют способности и умения рассчитывать свои действия на перспективу, учитывая сделанное, умение выбирать для своей деятельности определенные формы и методы.

К организационному блоку можно отнести все, что дает возможность депутату организовать свою повседневную работу.

Коммуникативный блок формируют умение общаться, сотрудничать с другим людьми.

Депутатская деятельность в значительной мере обусловлена общественными потребностями, соответствующими интересами конкретных социальных групп, политических партий, объединений, отдельных граждан. Все это - объективные детерминанты политической деятельности, к которым можно добавить и субъективные интересы и потребности самого депутата. Итак, политическая деятельность требует учета и согласования политиком интересов различных субъектов политики с тем, чтобы определенным образом регулировать политические отношения. Практически политик в своей деятельности может использовать различные факторы, но прежде всего - правовые, социальные и психологические.

Формирование команды. Чтобы стать депутатом, необходимо победить на выборах. Избирательная кампания - одна из самых сложных акций, которая требует учета многих обстоятельств.

Прежде всего она является багатоскладовою, многоступенчатой, нуждается не только в материально-финансовых ресурсов, организационных усилий, хорошей подготовки самого политика, но и определенной группы людей-единомышленников, которые будут работать совместно, сплоченно на единую

цель на протяжении достаточно длительного времени. Итак, первый этап подготовки политика к выборов - формирование деловой, мощной команды.

Нужно определить, кто имеет в целом войти в такую команду, люди каких специальностей и профессий. Это прежде всего политолог (еще лучше - специалист в сфере политических технологий), социолог, психолог, историк, экономист, менеджер, специалист по масс-медиа. Ядро команды кандидата должен составлять “психологическое число” 7 плюс-минус два человека, хотя для разнообразных функций можно привлекать и больше людей.

Чаще всего команда кандидата комплектуется так, чтобы после его победы на выборах каждый из ее участников мог продолжать работать с политиком, реализуя его программу. Правда, часто даже на уровне кандидата на высокую государственную должность многие из членов его команды, что выиграла выборы, дальнейшего приложения своих усилий не имеют.

Как минимум, до команды кандидата должны входить менеджер, политолог, экономист, пресс-секретарь, имиджмейкер. В каждого из названных членов команды может быть определенное количество помощников, исполнителей. Из них, как правило, формируются следующие рабочие группы: аналитиков, прессы, организации работы с избирателями, подготовки и редактирования выступлений и других материалов. Все зависит от того, насколько большая команда.

Существенное значение имеет выбор кандидатом доверенных лиц. Так, согласно украинскому законодательству, кандидат в местные органов власти может иметь до трех доверенных лиц, кандидат в депутаты парламента - до пяти человек; кандидат на должность мэра или губернатора - до 10 человек; кандидат в президенты Украины - до 30 доверенных лиц. Конечно, надо иметь реально действующих, эффективных доверенных лиц, а не просто использовать законодательный разрешение на определенное их количество.

Интересный опыт работы и использование возможностей доверенных лиц применил в свое время Л.Н. Кравчук во время первых президентских выборов в независимой Украине. Он распределил мандаты своих доверенных лиц фактически поровну между областями (по одному на область), а остальное отдал специалистам в области экономики, права, изучения и анализа общественного мнения, прессы, общественным деятелям, другим влиятельным лицам. По такой системе группы насчитывали до 20 человек. Эти группы имели такую структурно-функциональную строение:

1) руководитель группы поддержки - доверенное лицо кандидата;

2) заместители руководителя:

• по организационно-массовой работы;

• по связям с общественно-политическими организациями;

• по связям с средствами массовой информации;

• по связям с трудовыми коллективами;

3) руководители подгрупп с работы:

• с общественно-политическими организациями;

• с трудовыми коллективами;

• с молодежью;

• с ветеранскими организациями;

• с женщинами;

• с военнослужащими и сотрудниками МВД и СБУ;

• с национальными меньшинствами.

Такие довольно многочисленные группы поддержки занимались агитацией и сбором подписей в поддержку своего кандидата, а после его регистрации - формированием общественного мнения о нем.

Анализ социально-политической и экономической ситуации. Фактически с началом формирования команды кандидата начинается и обстоятельный анализ социально-политической, экономической ситуации в соответствующем избирательном округе (регионе). Без такой аналитической информации о реальный расклад политических сил практически невозможно ни разработать стратегию избирательной кампании, ни подготовить программу кандидата, ни правильно распределить финансово-материальные и другие ресурсы, выделенные (собранные) на кампанию. Нужно иметь объективную информацию о:

• историко-географические особенности округа (региона);

• социально-демографические, экономические характеристики, проблемы, перспективы развития округа (региона);

• наличие и особенностей деятельности политических партий, общественных организаций, объединений, неформальных объединений и т.д.;

• особенности округа, региона (границы избирательных участков, кварталов улиц с указанием количества избирателей, их социального статуса, профессий);

• особенности прошлых избирательных кампаний в этом округе (регионе);

• наличие авторитетных лиц, государственных деятелей, лидеров партий, общественных, неформальных объединений;

• наличие и влиятельность средств массовой информации;

• данные о соперниках кандидата (их слабые и сильные стороны) и др.

Важно также глубоко проанализировать, почему, при каких обстоятельствах победил в этом округе (регионе) предыдущий политический лидер, общественный деятель. Не лишним будет определить и своеобразный рейтинг (престиж, авторитет, статус) определенной организации, структуры, объединения и т.д. Очередным важным этапом избирательной кампании является разработка программы кандидата. ее, разумеется, можно готовить только тогда, когда сделано всю предварительную работу, имея данные о ситуации в избирательном округе (регионе).

Разработку программы. При подготовке программы следует учесть следующие основные требования:

1) программа по сути должна содержать ответы и основные способы решения проблем, имеющихся в избирательном округе, регионе, которые больше всего волнуют избирателей, - социально-экономические, политические, духовные, культурологические, правовые и т.д.;

2) структурно программа имеет состоять из нескольких основных блоков, не содержать мелких вопросов;

3) программа по содержанию, стилю изложения должна быть доступной, понятной избирателям.

Как правило, нужно разработать три модели программы.

Первая программа - широкая, объемная, с всеми деталями ее практической реализации. Такой программой пользуются все, кто осуществляет избирательную кампанию, но до широкой общественности она в основном не приходится.

Вторая программа короткая (4-6 с.), ее обнародуют среди широкой общественности, в средствах массовой информации, используют на избирательных участках, расклеивают на домах, заборах и т.д.

Третья программа - самый короткий вариант программы, оформленный собственно в виде отдельных фраз, лозунгов, призывов. Как правило, это своеобразная программа-открытка, которую используют для простейшего обнародования целей, цели деятельности кандидата.

Разрабатывая любой вариант программы, начинают с самого подробного, обязательно заботясь о том, чтобы в нем не было:

• слабых мест, за которые могли бы уцепиться соперники, подвергнуть их сомнению, а то и критике;

• пустопорожних обещаний, которым, собственно, не поверят и сами избиратели;

• пунктов и позиций, повторяют пункты программ других кандидатов.

Когда программу подготовлено, согласовано, выверено, следует приступать к детальному росписи объемного, детализированного плана проведения кампании собственно как таковой. Он должен предусматривать:

• задекларированную причастность кандидата до тех политической силы, движения, блока, структуры или даже отдельных авторитетных лиц, которые действительно являются авторитетными и признанными в этом округе (регионе);

• создания определенного контраста между кандидатом и его соперниками;

• на базовую ставку социально-экономическую или иную проблему, которая волнует многих граждан и требует своего неотложного решения;

• создание как можно более позитивный имиджа кандидата и негативного имиджа его соперников;

• создание предвыборной коалиции (если в этом есть необходимость);

• ставку на определенные властные структуры, авторитетных политиков, влиятельных лиц;

• ставку на соответствующие средства массовой информации;

• деморализацию своих соперников, конкурентов.

Как правило, стратегию избирательной кампании как общий документ для всей команды кандидата излагают кратко, в форме своеобразного плана конкретных действий с указанием сроков, ответственных лиц и т.д.

Любая избирательная кампания предусматривает подготовку и использование соответствующих средств информации и наглядной агитации.

Основные средства массовой информации:

• пресса;

• телевидение;

• радио;

• кинопродукция (видеоклипы, видеофильмы, ролики).

Наглядная агитация и сувенирная реклама:

• рекламные листовки, программы, призывы;

• календарики-открытки;

• гороскопы-открытки;

• сумки, значки, этикетки, эмблемы т.д.

Из всего перечня наглядной агитации особенно выделим наиболее распространенные и эффективные - разнообразные открытки. Они должны быть короткие, понятные, не очень яркие, но и не темного цвета, размещены в местах наибольшего скопления людей.

Большого значения относительно психологического воздействия на избирателей, электорат уделяется использованию соответствующих лозунгов, призывов. Они по-разному действуют на граждан. Простые, понятные, призывные типа “За нами Украина!”, “Будущее Украины - в надежных руках”, “Я сделаю Украину лучше” и тому подобное воспринимаются положительно, особенно когда их автор - известная, авторитетный, популярный человек, а не случайный политик средней руки.

Часто лозунги, призывы срабатывают в обратном направлении. Например, лозунг “Выберите депутатом нормального человека” фактически утверждает, что нормальным является только тот, кто является автором или кем такой лозунг используется, остальные кандидаты на выборах ненормальные.

Не срабатывают на широкий электорат и лозунги типа “Выберите меня - я решу все ваши проблемы”, “Нужен другой (новый) депутат”. В первом случае много избирателей отпугивает максимализм кандидата. Во втором - лозунг вообще не имеет какой-либо смысловой нагрузки. Из опыта избирательных кампаний известно, что их выигрывал именно тот кандидат, который в процессе всего предвыборного марафона постоянно подчеркивал, что в отличие от других кандидатов не обещает решить всех или большинство проблем избирателей. Он, наоборот, информировал, что не в состоянии этого сделать сам, но несколько совершенно конкретных дел довести до конца способен и обещает построить дорогу, мост, возобновить работу завода, отремонтировать школу и т.д.

Народ изредка поддерживает тех, кто много обещает, слишком резко критикует, а то и позорит других, в конце концов, может даже разочароваться в таком кандидату. Известны случаи, когда кандидат в течение всей избирательной кампании постоянно, особенно на встречах с избирателями, подчеркивал положительные стороны своих конкурентов, но давал понять, что не надо так уж однозначно доверять их, не всегда реальным, а то и пустым обещаниям.

Организуя избирательную кампанию, принимая в ней участие, следует обращать внимание на такой важный элемент избирательной системы, как разделение определенной территории на избирательные округа. Области, где должны состояться выборы, делятся на избирательные округа, округа - на избирательные районы и участки.

Разделение на избирательные округа по-разному влияет на возможность успеха для отдельных политических партий, движений, объединений, сил. Именно поэтому геометрия избирательных округов - предмет внимания всех, кто надеется на успех в выборах.

Существуют определенные условия разделения на избирательные округа:

• избирательные округа определяются по количеством мандатов: одномандатные округа, где голосуют за одним мандатом, и многомандатные округа, где голоса избирателей распределяются по меньшей мере между двумя мандатами;

• по размеру округа, чтобы максимально обеспечить эффект пропорциональности;

• в зависимости от размеров других избирательных округов в одном избирательном области, чтобы таким образом не дать каких-либо привилегий, не создать невыгодных (или наоборот) условий для определенной политической партии.

Избирательный округ - это временное территориальное образование, которое существует только на время выборов. Однако он может существовать достаточно длительное время, если, скажем, выборы не заканчиваются за один тур, если ни один из претендентов на избирательный мандат не может собрать нужного количества голосов.

Часто именно определение избирательных округов являются предметом всяческих манипуляций. Например, кандидат хорошо знает, что больше всего его сторонников, единомышленников, сторонников проживают в том районе (даже в пределах города), где он баллотируется. Если нет, то, понятно, что он попытается как-то повлиять на территориальные границы этого округа. То же касается сторонников определенных партий. Понятно, что кандидат от “левых” с самого начала выборов может не иметь никаких надежд на успех, если сам он является ярко выраженным “правым”, и наоборот.

Вместе с составляющими избирательной кампании, удачной ее стратегией и тактикой существенное значение имеет имидж кандидата. Имидж - не только то, как он выглядит внешне, а и то, каким предстает в целом в воображении своих избирателей, электората за совместного взаимодействия:

• внешних данных;

• психологических характеристик;

• коммуникативных способностей;

• рефлективности (способности понять других);

• моральных и физических качеств;

• жизненного опыта;

• деловых качеств и профессиональной компетентности;

• общего уровня культуры и политической культуры в частности;

• социальных характеристик (должность, происхождение, семейное положение, общественная деятельность и т.п.);

• наличии политической программы, платформы и др.

Выделяют три основных направления конструирование имиджа кандидата:

• внешняя симпатичність и привлекательность;

• коммуникативная механика (умение общаться);

• деловая риторика (умение говорить, произносить речи, выступать).

Каждая из этих составляющих имеет определенные особенности. Так, внешняя привлекательность - это одежда, прическа, макияж, манера поведения, движения, мимика, жесты, поза, голос и т.д. То есть все, по чем встречают человека и формируют о ней первую мысль.

Коммуникативная механика - это приобретенный опыт, навыки общения, умение понравиться другим. Выигрывает тот, кто умеет вести индивидуальную беседу, общаться не только с малыми, но и большими группами людей. То есть общение может быть с отдельными лицами, малыми группами людей, большими группами и массовой аудиторией. При этом важно уважать точку зрения, мнения других, уметь слушать, быть внимательным, доброжелательным, обладать культурой диалога, полемики, уметь устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.

Деловая риторика - умение вести деловые разговоры, выступать перед аудиторией. Говорить уверенно, по-деловому, красиво, так, чтобы вам поверили, вами заинтересовались, увлеклись - непросто. Для этого нужно щонайдосконаліше овладеть риторикой как наукой, где важно все: знания и культура речи, жесты, умение учитывать особенности аудитории и т.д.

Проведение выборов всегда регулируется определенным законом, по которому и выбирают депутатов, представительные органы вообще. Чаще всего закон о выборах является вводным в соответствующих статей Конституции. Что же до выборов одних государственных органов (например, правительства) другими (парламентом), то, как правило, эта процедура регламентируется Конституцией.