Раздел 10
Технологии организации и проведения
избирательных кампаний
10.1. Выборы
как самая выразительная система демократии
Наибольшим достоянием демократии
считают выборы. Они дают гражданину право и возможность избирать и быть
избранным; выбрать того, кому они доверяют, или ту политическую силу, группировки,
направление, которому они больше всего симпатизируют; повлиять на распределение власти;
подтвердить полномочия правящих лиц или же лишить их власти; контролировать
деятельность отдельных политиков, государственных, общественных деятелей, власти в целом.
В демократическом государстве народ является
источником власти, однако власть он не осуществляет, а выбирает своих
представителей - партии, отдельных граждан (депутатов) - непосредственных посредников
между правительством и народом, а следовательно и посредников между государством и народом. Чтобы такая процедура была
максимально демократичной, действенной, необходимо иметь совершенные
избирательные процедуры, по которым проходят выборы.
Существуют две основные системы выборов
- пропорциональная и мажоритарная, а уже потом смешанная и куріальна.
Пропорциональная система выборов.
Особенность заключается в том, что депутатские мандаты распределяются пропорционально
к количеству голосов, поданных избирателями за каждую из партий в многомандатных
избирательных округах. Количество мандатов при этом от отдельно взятого избирательного округа определяется
в зависимости от установленной законом квоты, например, один депутат или
сенатор от 100 тысяч избирателей. Избиратели при такой системе голосуют за определенные
политические партии, которые представлены списком кандидатов.
Пропорциональные избирательные системы распространены
в Австрии, Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Люксембурге, Норвегии, Швеции. К
того же и в этих странах избирательные системы имеют свои особенности. Так, в Королевстве
Дании при голосовании избиратели не просто отмечают партию, которой отдают
преимущество, но и делают отметку против кандидата,
которого хотели бы видеть своим депутатом. В Польше депутатские мандаты
распределяются между партиями по пропорциональной системе.
Мажоритарная система выборов. Это
самая простая и распространенная система. Существуют одномандатные, многомандатные и
преференциальные мажоритарные системы (когда избиратель отмечает кандидата, которого
желает видеть депутатом).
Одномандатна мажоритарная система.
Вся территория делится на округа, в которых избирают по одному депутату (того,
кто набрал относительное большинство голосов). Одномандатные системы существуют в
Австралии, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Южноафриканской
Республике, США, Франции.
Многомандатные мажоритарные системы.
Каждый избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от избирательного округа (Великобритания, Новая Зеландия, Япония).
Преференциальная мажоритарная избирательная
система. Это своеобразный рейтинг кандидатов, который осуществляет избиратель. Если ни один кандидат не получает большинства голосов, с
списка кандидатов изымают того, кто набрал наименьшее количество “первых мест”. Его
“первые места” аннулируют и передают тем кандидатам, которые в этих бюллетенях заняли
вторые позиции. Далее еще раз подсчитывают количество “первых мест” и снова выводят
с “игры” кандидата, который получил меньше всего таких мест. Так делают до тех пор, пока
определенное количество кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов (50 % плюс
один).
Следовательно, различие между пропорциональной
и мажоритарной системами выборов можно сформулировать так:
пропорциональной системой выборов каждая партия получает
количество мандатов, что соответствует доле полученных ею голосов; по мажоритарной
системой побеждает тот кандидат, которому удалось собрать в определенном округе
наибольшее количество голосов избирателей.
В отдельных странах выборы проводятся
по смешанной системе.
Смешанные избирательные системы. Такие
системы базируются на комбинации элементов пропорциональной и мажоритарной систем.
Так, в ФРГ половина депутатов бундестага (национального парламента)
выбирают
по принципу одномандатной мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной
мажоритарной системе.
Смешанную избирательную систему
используют в Венгерской Республике. Здесь депутаты по индивидуальным спискам
избираются по мажоритарной системе, а по партийным спискам - по пропорциональной
системой.
Куріальні избирательные системы. Если в
стране существует сравнительно острая проблема обеспечения представительства в парламенте
малочисленных этнических или социальных групп, то выборы осуществляются по куриальной
избирательной системой. То есть для каждой курии предусматриваются соответствующие нормы
представительства и для них создаются избирательные округа (Зимбабве, Новая Зеландия,
Фиджи).
Выборы 1998, 2002 годов в Украине
проводились по смешанной пропорционально-мажоритарной системе: из 450 депутатов
Верховной Рады Украины половина (225) избиралась по партийным спискам, а
половина - от территориальных избирательных округов.
Особенности избирательного процесса.
Рассматривая сущность и особенности выборов, избирательного процесса, необходимо обратить
внимание вот на что. Довольно часто избирательный процесс рассматривают как акцию чисто
политического характера и содержания, хотя фактически он является также специфическим и
сложным институтом конституционно-процессуального права. Это так, поскольку в
процессе выборов обязательным требованием является соблюдение определенных
процедурно-процессуальных норм, которые соответственно регулируют общественные отношения в
сфере конституционного производства, избирательного процесса, организационной деятельности
конкретных органов государственной власти и органов местного самоуправления, избрания
должностных лиц государства и т.д.
Следовательно, избирательный процесс - это
совокупность политических, процедурно-процессуальных норм, которые обеспечивают
регулирования отношений в обществе путем формирования представительных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Когда речь идет о легитимности избирательного
процесса, то его обеспечивают (в идеале):
• законность (совершенная
правовая база и ее абсолютное соблюдение);
• многопартийность
(равное право и возможность всех политических партий реализовать свою политическую
волю);
• свободное и равноправное выдвижения
кандидатов;
• гласность;
• открытость;
• свобода осуществления предвыборной
агитации;
• равные возможности всех
кандидатов в ведении избирательной кампании;
• равное, беспристрастное
отношение к кандидатам со стороны соответствующих государственных органов и органов
местного самоуправления.
Фактически избирательный процесс имеет четыре
последовательные, взаимосвязанные стадии:
• стадия подготовки;
• основная стадия;
• агитационно-пропагандистская
стадия;
• завершающая стадия.
Любой избирательный процесс (выборы
президента страны, народных депутатов (парламентариев), депутатов местных советов,
сельских, поселковых, местных председателей и т.д.) имеет свою специфику, особенности,
происходит в рамках тех политических процессов, которые наблюдаются в
обществе, в значительной степени предопределяет его содержание, характер,
особенности.
В демократических обществах
делается все для того, чтобы избирательный процесс (выборы) был максимально четким,
понятным и прозрачным, поскольку от этого зависит как степень заинтересованности
граждан в участии в нем, так и сознание их волеизъявления.
Относительно особенностей демократизации
украинского общества следует подчеркнуть, что довольно часто и
справедливо украинскую демократию называют партийно-клановой, демократией незавершенной
политической модернизации (Г. Михальченко). Такая модернизация быстро, совершенстве и
результативно в постсоветском пространстве произошла фактически только в республиках
Балтии, довольно медленно идет этот процесс в Украине, Белоруссии, Молдове и практически - через военные столкновения, войны, другие
конфликтные ситуации и катаклизмы и причины - модернизация затормозилась в
Грузии, Армении, Азербайджане и др. Такие метаморфозы с демократией, особенностями
ее становления, развития объясняются многими факторами объективного характера,
вызванными как общественно-политической ситуацией в стране и вокруг нее, так и
неразвитостью субъектов политического процесса, их несогласованной взаимодействием,
невозможностью достичь политического консенсуса в обществе в целом.