Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗДЕЛ 9

ФОНДЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

9.2. Характеристика целевых фондов финансовых ресурсов

 

Социальное страхование - это самостоятельная отрасль страхования, охватывающая совокупность отношений по поводу формирования и использования коллективных страховых фондов, предназначенных для выплаты возмещение по постоянной или временной утраты трудоспособности или места работы.

В системе государственного социального страхование роль страховщика выполняет государство, которое берет на себя обязательства по создание коллективных страховых фондов и выплаты страхового возмещения. На рынке страховых услуг могут функционировать также негосударственные компании социального страхования, которые дополняют и расширяют спектр страховых услуг. Страхователями являются предприятия и организации, граждане, государство, а застрахованными - работники предприятий и организаций, а с некоторых выплат - и неработающие граждане.

Систему государственного социального страхование составляют четыре целевые фонды. При этом между ними четко разграничены сферы функционирования. Пенсионный фонд отражает страхования на случай постоянной потери трудоспособности. Формой страхового возмещения является пенсии. Фонды социального страхования предусматривают страхование на случай: временной нетрудоспособности в связи с болезнью, беременностью и родами; временной или постоянной потери трудоспособности в результате несчастных случаев; потери источника получения доходов вследствие безработицы. Формами страхового возмещение пенсии и разного рода пособия и выплаты. К этой группе можно отнести также Фонд социальной защиты инвалидов, хотя он отражает отношения финансовой помощи, а не страхования.

Каждый фонд имеет закрепленные доходы и расходы и соответствующую систему управления.

Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения имеет два уровня: государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное, дополнительное) пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение включает выплаты трудовых и социальных пенсий.

К негосударственному пенсионного обеспечения относят:

Ø негосударственные пенсионные фонды;

Ø страхование пенсий в страховых компаниях;

Ø пенсионные фонды (кассы) предприятий; личные пенсионные счета в банках;

Ø другие формы негосударственного пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд формируется и используется по определенной схеме (рис. 9.3).

 

 

Рис. 9.3. Источники поступлений и направления использования доходов Пенсионного фонда

 

Пенсионный фонд Украины предоставляет страховые услуги в случае постоянной утраты трудоспособности. Формой страхового возмещение пенсии.

Основными задачами Пенсионного фонда Украины являются:

Ø обеспечение финансирования расходов на выплату пенсий в соответствии с законами Украины;

Ø сбор и аккумуляция взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения и выплаты пособий;

Ø расширенное воспроизводство средств Пенсионного фонда Украины на основе принципов самофинансирования;

Ø участие в финансировании программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов и других категорий населения и в страховании здоровья пенсионеров через страховые компании;

Ø организация международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения;

Ø контроль за своевременным поступлением страховых взносов в этот фонд;

Ø контроль за правильным расходованием средств фонда;

Ø участие в подготовке предложений к государственных программ социального развития;

Ø участие в подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование системы пенсионного обеспечения и порядка повышения размера пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и т.д.

Пенсионный фонд функционирует как самостоятельная финансовая структура, его средства не входят в государственный бюджет и не могут быть использованы на другие цели, кроме выплаты пенсий и пособий.

Бюджет этого фонда формируется прежде всего за счет средств, которые вносят работодатели. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, лица, которые нанимают для работы граждан по договорам, а также те, что ведут предпринимательскую деятельность, основанную на личной собственности физического лица и исключительно ее труда, религиозные общины уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размерах, установленных действующим законодательством. Отчисления в Пенсионный фонд относят на себестоимость продукции, а в бюджетных учреждениях это предусмотрено отдельной статьей сметы на содержание учреждения. Поступлений фонда относятся также обязательные страховые взносы граждан, которые работают на условиях трудового договора (контракта), и физических лиц, выполняющих работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов. Кроме того, в бюджет Пенсионного фонда поступают средства Государственного бюджета на выплату отдельных видов пенсий: отчисления от суммы фиксированного налога, единого налога, фиксированного сельскохозяйственного налога, от суммы средств, полученных от продажи специальных торговых патентов; суммы финансовых санкций, взысканных за нарушение уплаты сборов на обязательное государственное пенсионное страхование; дополнительные и специальные сборы (по операциям купли-продажи валют, по продаже ювелирных изделий, с операций отчуждения легковых автомобилей и приобретение недвижимого имущества, по предоставлению любых услуг сотовой подвижной связи, произведенных с или импортируемых в Украину табачных изделий); суммы процентов за пользование временно свободными средствами Пенсионного фонда; добровольные взносы предприятий, организаций, населения и др.

Средства Пенсионного фонда Украины используются на финансирование следующих мероприятий:

Ø выплата пенсий по возрасту (в том числе работающим пенсионерам), по инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, социальных и других пенсий, установленных законодательством Украины;

Ø выплата пособия по уходу за ребенком и ежемесячной помощи на каждого ребенка до достижения им возраста, установленного действующим законодательством;

Ø повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

Ø реализация государственных, региональных и областных программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, детей и других категорий населения;

Ø обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления фонда;

Ø воспроизводство средств фонда, укрепление его материально-технической базы, проведение массово-разъяснительной работы.

В соответствии с действующим законодательством запрещается использовать средства Пенсионного фонда не по целевому назначению, в том числе на кредитные операции, предоставление ссуд. В случае отсутствии задолженности по выплатам пенсий временно свободные средства могут быть использованы на приобретение государственных ценных бумаг.

Управление средствами фонда осуществляет специальный орган - Пенсионный фонд Украины. Средства Пенсионного фонда хранятся на расчетных счетах в учреждениях банков и изъятию не подлежат.

Реформирование пенсионного обеспечения в Украине проводится в двух направлениях:

Ø совершенствование государственного пенсионного обеспечения путем приближения средней пенсии до уровня средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;.

Ø развитие негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Создается трехуровневая пенсионная система, на первом уровне которой по принципу солидарности поколений и общеобязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов; на втором - накопление пенсионных взносов на личных счетах граждан; третьем добровольное негосударственное пенсионное страхование. Таким образом система пенсионного обеспечения должно стать системой социального страхования, самодостаточной и финансово стабильной.

 

Фонд социального страхования по временной потери трудоспособности является некоммерческой самоуправляющейся организацией, осуществляющей защита прав граждан на получение материального обеспечения и социальных услуг в случае временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), беременности и родов, рождения ребенка, необходимости ухода за малолетним ребенком, смерти гражданина или члена его семьи. Гарантом его деятельности является государство.

Формирования и использования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности осуществляется по определенной схеме (рис. 9.4).

 

 

Рис. 9.4. Механизм формирования и использование Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

 

Источниками доходов бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности являются: страховые взносы работодателей; страховые платежи наемных работников; страховые платежи лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (лица, занимающиеся предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности); страховые платежи граждан Украины, которые работают за пределами Украины; доначисленные страховые взносы, пеня и штрафы; благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц; ассигнования из Государственного бюджета Украины; другие поступления.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи и застрахованные лица. Размер страховых взносов ежегодно устанавливает Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров.

Средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, направляются на:

1) выплату застрахованным лицам помощи в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, в при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, на погребение;

2) финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления застрахованных лиц и членов их семей;

3) создание резерва страховых средств в расчете на месяц для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц;

4) обеспечение текущей деятельности и содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.

Средства фонда могут расходоваться страхователями в соответствии с их целевым назначением в установленном порядке. За нарушение порядка расходования страховых средств налагается штраф в размере 50 % надлежащей к уплате суммы страховых взносов.

Контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой перечисления и поступления платежей в Фонда, а также за целевым расходованием средств осуществляют страхователи, профсоюзные организации и органы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Фонд социального страхования на случай безработицы является самостоятельной финансовой системой, которая должна способствовать обеспечению эффективной занятости, созданию новых рабочих мест, предоставлять материальную помощь и социальные услуги на случай безработицы. Он формируется и используется по источникам доходов и направлениям расходов, поданным на рис. 9.5.

 

 

Рис. 9.5. Механизм формирования и использование Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработица

 

Источники формирования средств Фонда: страховые взносы страхователей - работодателей; страховые взносы застрахованных лиц; ассигнования из Государственного бюджета; суммы финансовых санкций и административных штрафов; благотворительные взносы предприятий, организаций, учреждений и физических лиц; средства службы занятости за предоставленные услуги предпринимательским структурам; другие поступления.

Размер страховых взносов ежегодно по представлению Кабинета Министров Украины устанавливает Верховная Рада Украины.

Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы создается на государственном и местном уровнях.

На государственном уровне основными направлениями использования фонда являются: развитие центров подготовки, обучения и профориентации высвобождаемых работников; проведение научных исследований по проблем равновесия рынка труда и занятости населения; оказание помощи государственным и местным центрам занятости; возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию лиц в соответствии с Законом Украины «О занятости населения»; финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, управление Фондом; создание резерва средств Фонда; содержание информационно-вычислительных центров полиграфической базы Фонда; создание общежитий и временного жилья для лиц без определенного места жительства и др.

На местном уровне средства Фонда используются для: профессиональной ориентации населения, профессионального обучения высвобождаемых работников и безработных, содействие их трудоустройству; выплаты пособия по безработице, материальной помощи по безработице; предоставление беспроцентной займа безработным для занятия предпринимательской деятельностью; выплаты пособия на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его содержании; выплаты дотации работодателю на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных; организации дополнительных рабочих мест в отраслях народного хозяйства; прочих расходов, связанных с социальной защитой прав граждан на труд.

Фонд является некоммерческой самоуправляющейся организацией. Средства фонда не включаются в состав Государственного бюджета Украины и не могут быть использованы на любые другие цели. Государство является гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им соответствующих социальных услуг.

 

Фонд социального страхования от несчастных случаев. Страхование от несчастного случая и профессионального заболевание является самостоятельным видом общеобязательного государственного социального страхования, с помощью которого осуществляется социальная защита по охране жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.

Фонд социального страхования от несчастных случаев создан с целью проведения профилактических мероприятий по охране труда, восстановление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев, возмещение им причиненного материального и морального вреда. Функционирует фонд по определенной схеме (рис. 9.6).

 

 

Рис. 9.6. Схема функционирования Фонда социального страхования от несчастных случаев

 

Страхование от несчастного случая может быть обязательным и добровольным. Обязательному страхованию подлежат:

Ø лица, работающие на условиях трудового договора (контракта);

Ø учащиеся и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к любым работ;

Ø лица, содержащиеся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве.

Добровольно, по письменному заявлению, могут застраховаться:

Ø священнослужители, церковнослужители и лица, работающие в религиозных организациях на выборных должностях;

Ø лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно;

Ø граждане - субъекты предпринимательской деятельности.

Финансирование Фонда социального страхование от несчастных случаев осуществляется за счет:

Ø взносов работодателей (для предприятий - с отнесением на валовые затраты производства, для бюджетных учреждений и организаций - из ассигнований, выделенных на их содержание и обеспечения);

Ø прибыли от размещения временно свободных средств Фонда на депозитных счетах;

Ø штрафных санкций за нарушение законодательства по безопасности труда;

Ø добровольных взносов;

Ø других поступлений.

Страховые тарифы дифференцированы по группам отраслей экономики (видам работ) в зависимости от класса профессионального риска производства и их размер устанавливается законом.

Наемные работники не несут никаких расходов на страхование от несчастного случая.

Размеры страховых взносов страхователей исчисляются:

Ø для работодателей - в процентах к сумм фактических выплат на оплату труда наемных работников;

Ø для добровольно застрахованных лиц - в процентах к минимальной заработной плате.

Расчет размера страхового взноса для каждого предприятия проводит Фонд социального страхования от несчастных случаев.

Используются средства Фонда страхование от несчастных случаев на:

Ø выплату пенсии по инвалидности;

Ø выплату пенсии в связи с потерей кормильца;

Ø выплаты утраченного заработка;

Ø выплаты единовременного пособия потерпевшему и членам семьи потерпевшего;

Ø финансирование расходов на медицинскую и социальную помощь пострадавшим.

Управление средствами осуществляет некоммерческая самоуправляющаяся организация - Фонд социального страхования от несчастных случаев, который действует под контролем государства, представителей застрахованных лиц и работодателей.

 

Фонд защиты инвалидов создано с целью финансирования работ и государственных программ, касающихся социальной защиты инвалидов. Бюджет Фонда формируется за счет следующих источников:

Ø денежных средств, которые передаются из государственного бюджета для осуществления государственных мер по социальной защите инвалидов;

Ø поступлений от предприятий и организаций, не обеспечивающих соблюдение установленных нормативов рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

Ø благотворительных взносов организаций, трудовых коллективов и граждан;

Ø других поступлений.

Использование средств Фонда защиты инвалидов направлено на финансирование мероприятий, создают инвалидам условия и возможности участия в экономической, политической и социальной сферах жизни общества, обеспечивают их социальную защиту.

Состав временных фондов целевого назначение достаточно мобильный. В разные годы в их состав в Украине принадлежали фонд развития топливно-энергетического комплекса, фонд развития промышленности, фонд конверсии, фонд охраны труда, государственный инновационный фонд и др.

Особое место в системе фондов целевого назначения занимал Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения. Фонд Чернобыля можно рассматривать, с одной стороны, как временный, поскольку он был предназначен для ликвидации последствий аварии, а с другой - этот процесс продлится довольно долго, вследствие чего эти расходы имеют признаки постоянных. Они направлялись на поддержание безопасности на Чернобыльской АЭС и в зоне отчуждение, на переселение жителей из загрязненных регионов, на помощь и лечение ликвидаторов и лиц, пострадавших в результате аварии. С 1999 г. формирование Фонда отменено, а его расходы переданы в бюджет.