Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 34

Тема. Речевая деятельность. Особенности описания памятников истории и культуры

 

Цель: дать учащимся понятие о памятнике как произведении искусства; познакомить детей с особенностями описания памятников истории и культуры; развивать речь школьников; воспитывать у них уважение к культурному наследию.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях описания памятников истории и культуры; работают с текстом: определяют тему и основную мысль текста, составляют вопросы по тексту и отвечают на них; пересказывают текст по плану. Оборудование: фотографии памятников (скульптурных и архитектурных).

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Какие памятники нашего города вы знаете?

— Назовите однокоренные к слову памятник.

— Почему, приезжая в другие города, мы прежде всего знакомимся с памятниками культуры и истории?

— Хотели бы вы жить в городе, в котором нет памятников? Почему?

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Проблемный вопрос.

— Почему памятники культуры и истории называют культурным наследием?

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Памятники — это наша история, застывшая в камне. Разрушенные памятники — это потерянное прошлое. А без прошлого, как мы знаем, нет будущего. Памятники — это связь поколений, это нить, соединяющая нас с нашими предками.

Памятники бывают скульптурные и архитектурные.

Скульптура — (от лат. — высекать, вырезать) — трехмерное произведение искусства. Если скульптура обозреваема со всех сторон, она называется круглой, если частично — рельефом (низкий рельеф — барельефом, высокий — горельефом). Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал.

Пьедестал — (от фр. — нога) — подножие статуи.

Скульптура, помещаемая на улицах и площадях города, обращается к широким массам и несет в себе большое общественное содержание, глубокие идеи. Ее принято называть монументальной. Она увековечивает, прославляет исторические события или человека, утверждает идеал времени. Поэтому она говорит во весь голос.

Архитектура — искусство проектирования, возведения и художественного оформления строений; зодчество; характер, стиль постройки.

Памятник архитектуры — недвижимый примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение.

Работа с учебником.

1. Чтение текста.

[1] — упр. 198 (устно).

[2] — упр. 187 (устно).

2. Беседа с учащимися.

— Что описывается в тексте?

— О чем сообщается в начале текста?

— Из чего складывается описание памятника?

— На какие особые внешние признаки обращается внимание?

— Сравните описание памятника (скульптуры) в тексте с изображением на фотографии.

— Какова концовка текста?

Составление плана текста.

Словарная работа.

(Ученики записывают значение неизвестных им слов, выписывая их из словаря.)

Проект, скульптор, колонна, композиция памятника, бронза, капитель, пьедестал, барельеф, силуэт, постамент, монумент.

Пересказ текста.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 209 (устно).

[2] — 210 (устно).

Беседа с учащимися.

— К какому типу речи относится текст? Ответ аргументируйте.

— Какова основная мысль текста?

— Что общего в построении текстов-описаний скульптурного и архитектурного памятников?

Составление плана описания архитектурного сооружения.

Образец плана:

I. Вступление.

1.    Имя автора, название архитектурного сооружения.

2.    Время создания памятника.

3.    Местоположение.

II. Основная часть. Описание памятника.

1.    Общее впечатление.

2.    Конкретизация отдельных деталей, элементов.

III. Заключение.

1.    Культурное значение памятника.

2.    Впечатление от него.

Пересказ описания памятника.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 159 (письменно); [2] — 212 (устно).

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Что такое скульптура?

— Что мы называем памятником архитектуры?