Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 35

Тема. Измерения углов. Виды углов

 

Цель: ознакомить учащихся с понятием сравнения углов и их видам в зависимости от величины углов; научить распознавать прямые, острые и тупые углы на рисунке и определять вид угла по его градусной мере.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Оборудование: демонстрационный транспортир; таблица-схема «Углы. Виды углов», разноцветные модели развернутого угла, острых углов, прямых углов; модель циферблата часов.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Назовите все углы, которые есть на рисунке 47.

 

 

2. На рис. 48 ABD = CBF = 100°. Вычислите градусные меры угла ABF и DBF. Градусная мера угла равна 180° (на рис. 48).

 

 

3. Дано бумажную модель угла (рис. 49). Как построить на ней изображение биссектрисы угла: 1) с помощью транспортира; б) без помощи транспортира.

 

 

4. Данные длины отрезков: АВ = 4 см; MN = 39 мм; РК = 1 дм 2 см. Расположите отрезки в порядке убывания их длин.

 

В конце решение устных упражнений учитель предлагает классу вопросы (для обобщения знаний).

1. Какой угол называют развернутым?

2. В каких единицах измеряют углы?

3. Какова градусная мера развернутого угла?

4. Как называется прибор, который используют для измерения углов?

5. Какой луч называется биссектрисой угла?

6. На какие части делит угол луч, проходит между сторонами угла?

 

III. Формирование знаний

1. Понятие равных углов. Вопрос к классу

- Как установить, равны ли 2 отрезка (без наложения)? Что для этого надо знать? [Если длины отрезков равны, то и сами они равны.]

- Как установить, равны 2 угла (без наложения)? Что для этого надо знать о углы? [Равные углы имеют равные градусные меры.]

- Если A = 30º, а угол B = 40º, равны ли они? Какой угол больше? Угол меньший? [B > A, потому что 40° > 30°, A В, потому что 30° 40°].

- Как сравнить углы, имея их изображения? [Наложить один на другой, как показано на рис. 50 2 > 1].

 

 

 

 

 

 

2. Задача класса

- Возьмите модель развернутого угла. Сколько градусов этот угол? [180°]

- На которые два угла делится развернутый угол биссектрисой? Постройте эти углы, используя модель развернутого угла.

Два равных угла по 90° строят так: модель развернутого угла составляют пополам, как показано на рис. 51.

 

 

 

 

 

 

 

- Сравните модели углов, что лежат у вас на столах (тупые - одного цвета, острые - другого) с образованным углом. [Тупые - большие, острые - меньше.]

Учитель вывешивает таблицу «Углы. Измерение углов» (рис. 52).

 

AOB - развернутый угол AOB =180°

KMN - прямой

KMN = 90º

CDE - острый CDE 90 °

ХYК - тупой

90° XYK 180°

 

Рис. 52

 

Итак:

1) развернутый угол равен 180°;

2) прямой угол равен 180° : 2 = 90°;

3) острый угол меньший, чем прямой (90°);

4) тупой угол больший, чем прямой (90°), но меньше, чем развернутый (180°) (учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях).

 

3. Первичное закрепление

Задача 1. Распределите углы соответственно к понятиям: 90°, 180°, 35°, 135°, 179°, 91°, 89°, 1°.

 

развернутый

прямой

острый

тупой

 

 

 

 

 

Задание 2. Найдите вокруг вас предметы, содержащие прямые углы.

Задача 3. Определите вид угла, который образуют часовая и минутная стрелки часов, показывает: 1) 9 ч.; 2) 10 ч.; 3) 19 ч.; 4) 18 ч.

Итак:

- Как называется угол, величина которого 90°? Как он обозначается на рисунке?

- Какой угол называют острым?

- Какой угол называют тупым?

 

III. Закрепление и совершенствование знаний. Формирование умений

Решение упражнений

№313

№ 321. Повторить, сравнение углов обычно выполняют, сравнивая их градусные меры.

№ 324. Повторить аксиому измерения углов.

[Решения. Луч ОА проходит между сторонами угла ВОМ, следовательно, ВOM = BOA + AOM, поэтому BOA = BOM - AOM = 90º - 62° = 28°;

ОА проходит между сторонами угла BOC, итак, BOC = BOA + AOC, поэтому AOC = BOC - BOA = 74° - 28° = 46°.

Ответ. AOC = 46°]

@ № 326. Позволяет закрепить знания учениками классификации углов. № 334 (на повторение) Дополнительно: логическая упражнение. Найдите пропущенное число (рис. 53).

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задание

п. 12, №№312; 314; 320; 325.