УРОК № 35
Тема. Симметрия относительно прямой
Цель урока: формирование понятия симметрии относительно прямой; изучение свойств симметрии относительно прямой; формирование умений применять изученные определения и свойства к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Преобразование фигур. Движения» [13].
Требования к уровню подготовки учащихся: описывают симметрию относительно прямой; строит фигуры, в которые переходят данные фигуры при симметрии относительно прямой; приводят примеры фигур, имеющих ось симметрии; применяют изученные определения и свойства к решению задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
- 1. Проверить наличие выполненных домашних заданий и ответить на вопросы, которые возникли у учащихся при их выполнении.
- 2. Фронтальная беседа
- 1) Дайте определение симметрии относительно точки.
- 2) Какие фигуры называются центральносиметричними? Приведите примеры.
- 3) Укажите координаты точки, которая симметрична точке A(a; b) относительно начала координат.
II. Поэтапное восприятие и осознание нового материала
Понятие симметрии относительно прямой
Точки X и X1 называются симметричными относительно прямой l, если прямая l является серединным перпендикуляром к отрезка ХХ1 (рис. 163), то есть если ОХ = ОХ1 и lXX1.
Преобразование фигуры F в фигуру F1, при котором каждая точка X фигуры F переходит в точку Х1 фигуры F1, симметричную ей относительно данной прямой l, называется преобразованием симметрии относительно прямой l или осевой симметрией (рис. 164). При этом фигуры F и F1 называются симметричными относительно прямой l, а прямая l - осью симметрии.
Свойства осевой симметрии
- 1) Преобразование осевой симметрии является перемещением.
- 2) Осевая симметрия превращает прямую на прямую; отрезок - отрезок; многоугольник - на равный ему многоугольник.
- 3) Точки, принадлежащие оси симметрии, отображаются сами на себя.
- 4) Если точки М(х; у) и N(x1; y1) симметричные (рис. 165) в отношении:
а) оси Ох, то выполняется условие
б) оси Оу, то выполняется условие
Если преобразование симметрии относительно прямой l переводит фигуру F в себя, то эта фигура называется симметричной относительно прямой l, а прямая l называется осью симметрии (рис. 166).
Выполнение упражнений
- 1. Постройте произвольный треугольник ABC и симметричный ему треугольник относительно оси:
а) АВ; б) ВС.
- 2. Сколько осей симметрии имеет:
а) круг;
б) прямоугольник;
в) квадрат;
г) ромб;
д) равносторонний треугольник?
III. Закрепление и осмысление нового материала
Решение задач
- 1. Постройте произвольный треугольник и треугольник, симметричный данному, относительно прямой, если она:
а) расположена вне треугольника;
б) имеет только одну общую точку с треугольником;
в) пересекает две стороны треугольника.
- 2. Четырехугольник ABCD задан координатами своих вершин: А(1; 1); В(-3; 2), С(-1; -2), D(5; -3). Найдите координаты вершин четырехугольника, симметричный данному относительно оси:
а) Х; б) Оу.
- 3. Докажите свойства симметрии относительно прямой.
- 4. Запишите уравнение окружности, которое симметричное окружности (х - 1)2 + (у + 2)2 = 1 в отношении:
а) оси Ох; б) оси Оу.
- 5. Запишите уравнение прямой, которая симметрична прямой х + у = 1 в отношении:
а) оси Ох; б) оси Оу.
- 6. Дано прямую MN и точки А и В в разных півплощинах относительно MN и на разном расстоянии от нее. Через точки А и В проведите прямые так, чтобы угол между ними делился прямой MN пополам.
IV. Домашнее задание
- 1. Изучить теоретический материал.
- 2. Решить задачи.
- 1) Запишите уравнение окружности, которое симметричное окружности (х + 1)2 + (у + 1)2 = 1 в отношении:
а) оси Ох; б) оси Оу.
- 2) Запишите уравнение прямой, которая симметрична прямой х - у = 1 в отношении:
а) оси Ох; б) оси Оу.
V. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
- 1. Какие точки называются симметричными относительно прямой?
- 2. Какое преобразование называется симметрией относительно данной прямой?
- 3. Какая фигура называется симметричной относительно данной прямой?
- 4. Что такое ось симметрии? Приведите примеры.