Урок № 35
Тема. Квадратный корень из числа. Арифметический квадратный корень
Цель: закрепить знания учащихся о содержании понятий «квадратный корень из числа», «определение арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа», о содержании записи
и способ нахождения ОДЗ данного выражения, о способ решения простейших иррациональных уравнений вида
на основе определения арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа; усовершенствовать умение извлекать арифметический квадратный корень из числа, находить ОДЗ простейшего выражения, содержащего арифметический квадратный корень, а также решать простейшие иррациональные уравнения; осуществить диагностику усвоения учащимися названного витое материала.
Тип урока: применение знаний и умений.
Наглядность и оборудование: опорный конспект «Квадратный корень и его свойства».
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Если на предыдущем уроке учащиеся хорошо усвоили учебный материал, то проверку домашнего задания можно провести в форме игрового момента («Найди ошибку»).
Если же во время выполнения домашнего задания у учащихся возникли трудности, проверку домашнего задания проводим в форме проверки по образцу.
В этом случае «сильные» ученики (во время проверки домашнего задания) могут выполнять индивидуальные задания.
III. Формулировка цели и задач урока
Проведена проверка выполнения домашнего задания и анализ возможных ошибок сами по себе создают мотивацию учащихся к деятельности по устранению причины ошибок (коррекции знаний), а также совершенствования умений. Поэтому именно коррекция знаний учащихся по содержанию определение квадратного корня из числа и арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа и отработки умений учащихся применять изученное определение для извлечения корня из неотъемлемого числа, нахождение ОДЗ выражения, содержащего арифметический квадратный корень из числа, и для решения простейших иррациональных уравнений и составляют основную дидактическую цель урока.
IV. Актуализация опорных знаний и умений
@ С целью успешного восприятия учащимися учебного материала урока перед изучением нового материала следует активизировать знания и умения учащихся: вычисление значений квадратов рациональных чисел, решение линейных уравнений с одной переменной, арифметические действия с рациональными числами, вычисление значений выражений с переменными при заданных значениях переменной, а также содержание определение арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа.
Выполнение устных упражнений
1. Найдите значения выражений: 72; (-7)2; -72;
;
; (-11)2;
; (-0,3)2; 202; (-30)2; 0,42; (-0,8)2.
2. Верно ли утверждение: а)
= ± 54; б)
= 0,6; в)
= -0,6; г)
= 0,9?
3. Вычислите:
;
;
;
;
;
;
;
.
V. Применение умений
Выполнение письменных упражнений
Для реализации дидактической цели на этом уроке, как и на предыдущем, следует решить задачи следующего содержания.
1. Доказательства, что данное число является (или не является) значением арифметического квадратного корня из данного числа.
Докажите, что: а)
= 19; б)
= 0,11.
2. Нахождение значения арифметического квадратного корня (выражения, содержащего арифметический квадратный корень).
1) Найдите значение выражения:
а)
, если х = 3; х = - 1; х = 0,12;
б)
, если а = 8, b = 2; а = -3, b = -14.
2) Найдите с помощью таблицы квадратов значения квадратного корня: а)
; б)
; в)
; г)
.
3) Найдите значение выражения: а) 10
+ 4
;
б)
; в)
; г)
; д)
; есть)
.
3. Определение, имеет ли смысл выражение, содержащее арифметический квадратный корень из числа.
1) имеет Ли смысл выражение:
а)
; б)
; в)
?
4. Логические упражнения и задачи повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний.
1) Укажите допустимые значения переменной х: а)
; б)
; в)
; г)
; д)
; е)
.
2) При каких значениях переменной имеет смысл выражение: а)
; б)
; в)
?
3) Найдите пропущенное число:
5. Решение уравнений вида (или которое сводится к виду)
= а.
Решите уравнение
.
@ Упражнения, предлагаемые для решения на уроке, способствуют закреплению определений квадратного корня из числа и арифметического квадратного корня из неотъемлемого числа, знаний о ОДЗ выражения
и совершенствованию умений находить подкоренное выражение по определению АКК (решать уравнения вида
= а) и воспроизводят ситуации, рассмотренные на предыдущем уроке, но на более высоком уровне сложности.
VII. Итоги урока
Тестовая работа № 6
1. Какая равенство с правильной?
2. Вычислите:
.
А |
Б |
В |
Г |
0,06 |
0,006 |
0,15 |
0,0015 |
3. Найдите значение выражения
.
4. Укажите все значения переменной х, при которых выражение
имеет смысл.
А |
Б |
В |
Г |
х > 0 |
х 0 |
х = 0 |
х ≤ 0 |
5. Решите уравнение
.
VIII. Домашнее задание
1. Повторить определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, содержание свойств и алгоритмов, изученных на уроке.
2. Решить упражнения на применение изученных понятий (содержания и уровня, аналогичного содержания и уровня задач классной работы).
3. Повторить: определение уравнения с одной переменной и содержание сопутствующих понятий; графики функций у = а и у = х2; решить задачи на построение графиков.