УРОК № 35
Тема. Решение текстовых задач составлением систем уравнений с двумя переменными
Цель урока: закрепить знания учащихся о общую схему решения задач составлением системы уравнений с двумя переменными. Продолжить работу над выработкой умения выполнять действия в соответствии с изученной схемы решения задач различного содержания составлением систем уравнений; отработать навыки решения систем уравнений с двумя переменными различными способами, изученными на предыдущих уроках.
Тип урока: закрепление знаний, отработка умений.
Наглядность и оборудование: опорный конспект №21.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Учитель проводит проверку домашнего задания по образцу.
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Поскольку на предыдущем уроке были рассмотрены простейшие задачи, решаемые составлением системы уравнений с двумя переменными, то вполне логично на данном уроке продолжить работу по формированию умений решать задачи на составление систем уравнений с двумя переменными, рассмотрев задачи более высокого уровня сложности, а также дополнительно задачи другого содержания (например, задачи на прямолинейное равномерное движение, на совместную работу, на процентный состав вещества). Итак, цель данного урока заключается в том, чтобы закрепить знания учащихся о общую схему решения задач составлением системы уравнений с двумя переменными, а также продолжить работу над выработкой умений выполнять действия в соответствии с изученной схемы решения задач различного содержания составлением систем уравнений; отработать навыки решения систем уравнений с двумя переменными различными способами, изученными на предыдущих уроках.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Решите систему уравнений:
1) 2) 3)
2. Составьте систему уравнений с двумя переменными по смыслу задачи.
1) Разность двух чисел a и b равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.
2) Периметр прямоугольника со сторонами а и b равна 10 см, а его площадь составляет 6 см2. Найдите стороны этого прямоугольника.
3. Решите уравнение:
1) х2 - 2х + 1 = 0;
2) х2 - 3x + 2 = 0;
3) x2 - 3х = 0;
4) + х = 3.
V. Отработка умений
Письменные упражнения
Для решения на уроке предлагаются упражнения такого содержания.
1) задачи на прямолинейное равномерное движение;
2) задачи на совместную работу;
3) геометрические задачи на составление систем уравнений (на применение теоремы Пифагора, применение понятие площади прямоугольника, квадрата);
4) на повторение: упражнения на решение систем уравнений с двумя переменными различными способами, а также упражнения, приводящие к составлению и решению таких систем.
Методический комментарий
Как было сказано выше, среди задач, которые должны быть решены на данном уроке, являются задачи, описывающие те же ситуации, что и на предыдущем уроке (геометрические задачи и задачи арифметические), хотя имеют более высокий уровень сложности. Однако в соответствии с требованиями программы по математике учащиеся должны овладеть умениями составлять системы уравнений с двумя переменными по содержанию еще и задач на прямолинейное равномерное движение, на совместную работу и на процентный состав веществ. Поэтому кроме арифметических и геометрических задач достаточного уровня сложности на данном уроке желательно решить задачи этого типа (или данный урок посвятить решению задач на движение и на совместную работу, а на следующем уроке рассмотреть решения на процентный состав веществ).
При подготовке к решению задач на прямолинейное равномерное движение следует напомнить ученикам, что закон прямолинейного равномерного движения, который берется за основу составления уравнений в таких задачах, выражается известной ученикам формуле s = vt; для удобства работы с данным задач этого типа целесообразно составить таблицу, которая будет иметь такой вид:
Вид движения |
v (км/ч.) |
t (час.) |
s (км) |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
Учитель напоминает ученикам, что так же делалось в 7 и 8 классах при изучении соответствующих тем, и отмечает, что способы действий при решении задач составлением одного уравнения с одной переменной и сборкой системы двух уравнений с двумя переменными существенно отличаются только на этапе обозначения переменных (переменной). При подготовке к решению задач на совместную работу следует напомнить ученикам, что основные величины, которые рассматриваются в таких задачах (производительность труда, время работы и объем выполненного задания), способ маркировок и вид таблицы (см. ниже) также не изменились.
|
1-й рабочий |
2-й рабочий |
Время на выполнение всей работы каждому |
|
|
Часть работы, выполненная за один час |
|
|
Время совместной работы |
|
|
Часть работы, выполненная за это время |
|
|
Для лучшего закрепления знаний учащихся и сознательного выполнения действий при решении всех предложенных упражнений желательно требовать от учащихся комментариев, опирающихся на материал урока.
VI. Итоги урока
Контрольное задание
Укажите уравнение, которое надо сложить, чтобы вместе с данным уравнением образована система соответствовала условию задачи: «Катер проходит 66 км по течению реки и 54 км против течения реки за 6 ч., а 44 км по течению на 3 ч. быстрее, чем 90 км против течения. Найдите собственную скорость катера и скорость течения».
1) ;
2) ;
3) ;
4).
VII. Домашнее задание
1. Повторить схему решения задач составлением системы уравнений с двумя переменными.
2. Решить задачи на применение этой схемы (аналогичные упражнениям, решенным в классе).
3. На повторение: алгоритмы решения простейших задач на проценты (5, 6 классы).