УРОК 35
Тема. Сравнение радикалов
Цель урока. Формирование умений учащихся сравнивать радикалы.
И. Проверка домашнего задания
1. Фронтальная беседа по № 25-37 из «Вопросы и задания для повторения» раздела III.
2. Самостоятельная работа.
Вариант 1
1. Найдите область определения выражения: а) ; б) . (3 балла)
2. Вычислите: а) ; б) 5; в) ·. (3 балла)
3. Упростите: а) ; б) , b > 0. (3 балла)
4. Или подобные радикалы и ? (3 балла)
Вариант 2
1. Найдите область определения выражения: а) ; б) . (3 балла)
2. Вычислите: а) ; б) 4; в) ·. (3 балла)
3. Упростите: а) ; б) , х > 0. (3 балла)
4. Или подобные радикалы и ? (3 балла)
Ответ:
В-1: 1. а) R; б) x 3. 2. а) 3; б) 10; в) 27. 3. а) ; б) . 4. Подобные.
В-2: 1. а) R; б) х 1,5. 2. а) 5; б) 8; в) 8. 3. а) ; б) . 4. Подобные.
II. Восприятия и осознания материала о сравнения радикалов
Для сравнения радикалов применяется теорема:
Теорема: Если а > b 0, то > , то есть большем положительном підкореневому выражения соответствует и большее значение корня.
Доведение
Проведем доказательство методом от противного. Допустим, . Тогда по свойству степеней с натуральным показателем имеем , т.е. а b. А это противоречит условию а > b.
Пример. Сравним числа и .
Представим и в виде корней с одним и тем же показателем:
= = , а = = . Согласно доказанной теореме, так как 32 > 27, то > , а следовательно, > .
Выполнение упражнений
1. Сравните числа: а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
Ответ: а) ; б) ;) ; г) .
2. Что больше: а) или ; б) или ; в) или г) или ?
Ответ: а) ; б) ; в) ; г) = ?
3. Что меньше: а) или ; б) ли ?
Ответ: а) ; б) .
Непосредственно из доказанной теоремы следует:
1) Если а > 1, то > 1 и а.
2) Если 0 а 1, то 0 1 и > а.
3) + > , при условии а > b 0 или b > 0.
Выполнение упражнений
1. Определите знак выражения: а) - 1 ; б) - 1; в) - 5; г) .
Ответ: а) - ; б) + ; в) - ; г) +.
2. Расположите в порядке возрастания: а) ; ; ; б) ; ; ;) ; ; .
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Вопросы и задания для повторения раздела III № 13-15, 47. Упражнения № 22, 26, 38.