УРОК 33
Бизнес-план: содержание и структура
Цель урока: определить сущность бизнес-плана; охарактеризовать его структуру и содержание основных разделов.
Основные понятия: бизнес-план, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план, риск.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Представьте, что вы решили начать собственное дело. Расположите в логической последовательности задания, которые вы должны для этого выполнить:
1) провести исследование рынка;
2) выбрать технологию производства;
3) выбрать продукцию, которую будет производить предприятие;
4) определить цели и стратегию предприятия;
5) определить уровень затрат на производство и сбыт продукции;
6) разработать комплекс маркетинга;
7) составить прогнозный баланс, отчет о финансовых результатах;
8) выбрать поставщиков сырья;
9) разработать производственный план;
10) выбрать целевой рынок;
11) выбрать организационно-правовую форму бизнеса;
12) определить риски в деятельности предприятия.
III. Изучение нового материала
Бизнес-план дает возможность определить перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты на изготовление и сбыт продукции, ее потенциальную прибыльность.
Бизнес-план - это письменный документ, в котором обосновывается сущность предпринимательской идеи, направления, пути и средства ее реализации на основании исследования и расчета рыночных, производственных и финансовых аспектов будущего бизнеса и управления им.
Полный бизнес-план должен содержать в себе следующие разделы:
1. Резюме.
2. Характеристика продукции.
3. Анализ рынка.
4. План маркетинга.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Анализ рисков.
9. Приложения.
Рассмотрим более подробно содержание этих разделов. Отметим, что на практике не существует стандартной, универсальной, единой для всех случаев формы бизнес-плана.
1. Резюме
Этот раздел находится в начале документа, но складывается уже после написания бизнес-плана в целом. Он может быть составлен в форме кратких выводов из всех разделов, а может быть подан в форме небольшого рассказа, поскольку его цель - заинтересовать инвестора и привлечь его к участию в проекте. Структура этого раздела:
♦ предприятие, его деловая история и цель;
♦ состояние отрасли и перспективы развития;
♦ доля рынка и конкурентные преимущества будущей продукции;
♦ прогнозируемые финансовые результаты;
♦ необходимый размер финансирования.
2. Общая характеристика предприятия и характеристика продукции
В этом разделе необходимо описать товар и убедить инвесторов в правильности выбора товара. этот раздел должен содержать следующую информацию:
♦ специфика и назначение товара;
♦ особенности и отличия товара, которые могут обеспечить ему конкурентоспособность;
♦ характеристика материалов и комплектующих;
♦ восприятие товара потребителем;
♦ описание сильных и слабых сторон продукции.
3 . Анализ рынка
Анализ рынка осуществляется на базе исследования факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия.
Главные подразделения:
1) анализ макроэкономических факторов:
♦ политических;
♦ социально-демографических (уровень прироста населения, структура занятости, уровень социальной защиты, уровень працеспро - собность населения);
♦ государственного регулирования (законодательства);
♦ природных условий и экологических ограничений;
♦ экономических (динамики ВВП, уровня инфляции, стабильности валютного курса и т.п.);
2) отраслевых (факторы прямого воздействия):
♦ уровня конкуренции в отрасли;
♦ стоимости сырьевых ресурсов;
♦ жизненного цикла отрасли;
♦ анализ потребителей;
♦ уровня реальных доходов потенциальных потребителей.
Источником информации о состоянии рынка могут быть: внешние (покупатели, конкуренты, поставщики, журналы), государственные (результаты исследований и опросов, патенты, отчеты государственных организаций), внутренние (отчеты по результатам анализа рынка, отчеты торговых представителей, рекламации потребителей) источники. Помимо оценки факторов влияния, в этом разделе должна быть представлена следующая информация: оценка размера рынка и возможных тенденций его развития, оценка доли рынка и объема продаж продукции, сегментация рынка и определение ниши продукта.
4. План маркетинга
План маркетинга включает в себя информацию о стратегии привлечения покупателей - комплекс маркетинга. Главные его составляющие:
♦ прогноз по сбыту продукции;
♦ товарная политика: описание продукции, инноваций, сервиса, гарантийных обязательств;
♦ ценовая политика: характеристика ценовой стратегии предприятия, уровня цен, системы скидок, возможности реализации товаров в кредит;
♦ коммуникативная политика: главные цели рекламы, средства и каналы рекламы, расходы на рекламу;
♦ распределительная политика: выбор места сбыта, канала сбыта, расположение склада готовой продукции;
♦ бюджет маркетинга: уровень расходов на рекламу, заработную плату работникам системы маркетинга, затраты на продвижение и сбыт.
5 . Организационный план
Организационный план содержит информацию о организационные и законодательные аспекты функционирования предприятия:
♦ описание организационной структуры управления;
♦ состав и функциональные обязанности и ответственность персонала;
♦ оплата труда;
♦ основные законодательные акты, регламентирующие деятельность предприятия.
6. Производственный план
В этом разделе следует решить такие задачи:
♦ выбрать место расположения предприятия;
♦ определить технологию производства: описать главные технологические операции, привести перечень подразделений и исполнителей;
♦ провести поиск поставщиков сырья и оборудования: указать наименование поставщика, сырье, закупочные цены, расходы на транспортировку;
♦ разработать производственную программу;
♦ составить калькуляцию продукции.
7 . Финансовый план
Этот раздел содержит обобщение информации из предыдущих разделов в стоимостном выражении. В этом разделе должна быть приведена прогнозируемая финансовая отчетность и обоснование показателей эффективности инвестиционного проекта. Финансовый план включает в себя такую информацию: потребность в финансировании (выбор суммы кредита (инвестиции) и графика финансирования), выплаты на погашение займов (выплаты кредитного тела), выплаты на обслуживание займов (проценты по кредитам), отчет о прибылях - убытках (ежемесячно до конца проекта), отчет о движении денежных средств (ежемесячно до конца проекта), баланс проекта (ежемесячно), доходы подразделений и участников проекта, финансовые показатели (ежемесячно).
8. Анализ рисков
Анализ рисков имеет целью определить возможные нежелательные направления развития предприятия и потенциальные потери (слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии, надежность партнеров и поставщиков). Поэтому необходимо определить меры по предотвращению рисков.
9 . Приложения
Финансовые отчеты, аудиторские заключения, заключения специалистов
по оценке имущества, рекламные материалы предприятия, техническое описание продукта, резюме руководителей проекта, важнейшие контракты и сделки, информация о производственный процесс, фотографии и рисунки товара, отчеты об исследованиях рынка, выдержки из важнейших законодательных актов.
ИV. Итог урока
V. Домашнее задание
Проработать теоретический материал.