География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 35. НАСЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАТЕРИКА

 

Учебная цель: углубить и систематизировать знания о освоения территории материка, происхождения и формирования современного населения Южной Америки; сформировать знания об особенностях населения материка, его количество, состав и размещение; ознакомить с политической картой Южной Америки; совершенствовать практические умения и навыки характеризовать главные признаки населения материка, используя тематические карты атласа.

Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, учебники.

Основные понятия: плотность населения, индейцы, креолы, метисы, мулаты, самбо, колонизаторы, диаспора, религия, колония.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• Вспомните, представители каких стран принимали участие в колонизации Южной Америки.

• Какие государства существовали на территории материка в древние времена?

• Вспомните, чем обусловлен быстрый рост численности населения Африки.

• Какие части материка Южная Америка, на ваш взгляд, имеют наиболее благоприятные условия для жизни людей?

• Какие отрасли сельского хозяйства и промышленности, на ваш взгляд, могут развиваться в странах Южной Америки на основе ее природных богатств?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Изучение и сравнение природы материков Африки, Австралии и Южной Америки позволяют прийти к выводу о том, что наибольшим богатством и разнообразием, природными контрастами отличается Южная Америка. К тому же этот континент имеет очень разнообразный этнический состав населения. Причины разнообразия природы вы определяли в течение предыдущих уроков. А для определения причин пестроты этносов нужно вспомнить как происходило заселение и освоение материка.

 

ИV. Изучение нового материала

1. История заселения материка

Коренные жители Южной Америки - индейцы, потомки азиатских племен, которые, по мнению ученых, перешли «Берингов мост» и постепенно продвигались на юг. Они появились в Южной Америке около 15-17 тыс. лет назад, занимались охотой, собирательством и рыболовством.

Примерно с 1500 г. началась иммиграция испанцев и портуґальців. Расширяя свои владения, колонизаторы стремились обратить индейцев в рабов, оттеснили их внутрь материка на неудобные для жизни земли. Вслед за испанцами в борьбу за захват территорий на материке вступили французы, англичане и голландцы. Чтобы компенсировать дефицит рабочих рук, европейцы начали ввозить рабов из Африки. В период с XVI до начала XIX в. было продано в рабство и привезено в Америку более 10 млн. африканцев. После отмены рабства в первой половине XIX в. для работы на плантациях начали приезжать китайцы и индийцы. В XIX-XX в. в Южную Америку приехало много выходцев из других стран - японцы, арабы, немцы, а также русские и украинцы.

2. Расы и народы

На южно-американском континенте проживают представители европеоидной (25 %), монголоидной (15 %), негроидной (10 %) рас, а также смешанные расы (50 %), которые возникли на их основе. Представителей смешанных рас называют креолами, метисами, мулатами, самбо.

Креолы - потомки от браков испанцев и португальцев в Америке.

Метисы - потомки от браков европейцев с индейцами.

Мулаты - потомки от браков европейцев и негров.

Самбо - потомки от браков индейцев и негров.

Большинство населения говорят на испанском языке, в Бразилии - портуґальською, некоторым группам индейцев удалось сохранить свои родные языки.

В Южной Америке проживают более чем 400 млн. человек. За последние полвека население увеличилось почти в три раза и продолжает быстро расти.

Население размещается по территории материка неравномерно. Почти 90 % его живет в приморской части континента, где расположены крупные города, среди которых есть и города-миллионеры: Сан-Паулу (17,8 млн.), Буэнос-Айрес (12,6 млн.), Рио-де-Жанейро (10,6 млн.).

3. Формирование политической карты

В i тыс. н. э. в Южной Америке возникли первые государства. Задолго до появления знаменитой империи инков на склонах Анд существовали могущественные индейские государства - Чавин, Мочіка и Паракас. На момент прихода европейцев на материке существовала могущественная империя инков. В конце XV - начале XVI в. территория Южной Америки была поделена между несколькими странами Европы.

В результате национально-освободительной борьбы, которая в начале XIX в. охватила весь континент, на материке образовались новые государства. На современной политической карте Южной Америки 15 стран, из них 12 - независимые. Все страны континента относятся к группе развивающихся стран. Почти все страны Южной Америки, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к океанам. Наибольшими по площади являются Бразилия и Аргентина.

 

V. Закрепление изученного материала

• В чем заключаются особенности расового и национального состава населения Южной Америки?

• Какими причинами обусловлен быстрый рост количества населения на материке? Какие проблемы возникают в связи с этим процессом?

• Почему население Южной Америки размещается неравномерно? Какие районы континента наиболее густо заселены? Какими причинами это обусловлено? Чем объясняется достаточно высокая плотность населения на западе Южной Америки в горных областях?

• Какие крупные города расположены в Южной Америке? Что общего в их географическом положении?

• Сколько государств на современной политической карте Южной Америки? Какие из них не имеют выхода к морю? Какие - крупнейшие по площади?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Обозначить на контурной карте страны материка и их столицы.

• Опережающий: объединиться в группы, подготовить презентацию страны Южной Америки в виде туристического описания, предложить свой проект герба страны.