География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 34. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В АНДАХ

 

Учебная цель: ознакомить со своеобразным органическим миром Южной Америки; сформировать знания о природную зональность и высотную поясность на материке, изменение природных комплексов человеком, современные экологические проблемы; совершенствовать умения и навыки сравнивать набор и размещение природных зон Южной Америки, Африки и Австралии.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, карта природных зон мира, иллюстративные (видео)материалы природы материка, отдельных животных и растений, учебники, атласы.

Основные понятия: сельва, саванны и редколесья, льянос, кампос, пампа, пустыни и полупустыни, леса умеренного пояса, высотная поясность, антропогенный комплекс, заповедник, национальный парк.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• Как влияют рельеф и климат на формирование вод суши?

• Что является причинами полноводности рек Южной Америки?

• В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

• Что такое природная зона?

• Какие факторы могут изменять широтную протяженность природных зон?

• В каких районах материка проявляется высотная поясность?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

«Страной чудес» называл в своем романе «Затерянный мир» пышные леса Южной Америки известный писатель-фантаст А. Конан-Дойл. Однако «страной чудес» заслуженно можно назвать не только леса Амазонии, но и материк Южная Америка. Давайте лучше узнаем удивительную природу материка. Проанализируем доклады, которые подготовили учащиеся.

 

IV. Изучение нового материала

Выступления учащихся

1. Природные зоны

На равнинах Южной Америки четко прослеживается широтная зональность природных зон. Преобладание жаркого, постоянно или переменно влажного климата на значительных территориях Южной Америки стало причиной распространения лесов и сравнительно малых площадей, занятых пустынями и полупустынями.

Зона влажных экваториальных лесов в Южной Америке, как и в Африке, расположена по обе стороны от экватора. Она занимает Амазонскую низменность, склоны Анд, которые прилегают к Ґвіанського и Бразильского плоскогорий, и северную часть Тихоокеанского побережья. Экваториальные леса в Южной Америке называют «сельвас», что в переводе с португальского означает «лес». Это самые крупные вечнозеленые леса на Земле. Только в бассейне Амазонки насчитывается до 4 тыс. видов деревьев, что составляет 1/4 от всех существующих в мире пород. Кроны деревьев, травы, кустарники размещаются в 12 этажей - ярусов, причем самые высокие поднимаются над землей иногда на высоту до 100 м.

Влажные экваториальные леса постепенно заслоняют переменно-влажные леса субэкваториального пояса. Это листопадные леса, растущие на желтых и красно-желтые ферраллитные почвах. Деревья сбрасывают листья с наступлением сухого сезона.

Уменьшение количества осадков и увеличение продолжительности сухого периода приводят к изменению растительного покрова более сухостойкость видами.

Саванны и редколесья сформировались на Оринокський низменности, большей части Ґвіанського и Бразильского плоскогорий. В более влажных саваннах Северного полушария - льянос (от исп. «льяно» - равный), среди высоких трав растут пальмы и акации. В саваннах Южного полушария - кампос (от исп. «кампо» - поле) - древесная растительность беднее, встречаются заросли кустарников, кактусы, мимоза, «бутылочные» деревья с бочкообразными стволами.

К югу от саванн протянулись субтропические степи, которые в Южной Америке называют пампой (в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности»). Практически все земли пампы распаханы или превращены в пастбища, поэтому диких животных почти не осталось.

На крайнем юго-западе материка в условиях влажного морского климата растут влаголюбивые многоярусные смешанные леса с различными высокоствольными хвойными деревьями и лиственными породами (бук, магнолия). Много папоротников, лиан, лишайников, мхов.

Пустыня Атакама сформировалась в условиях тропического континентального климата при скудном увлажнении.

2. Высотная поясность в Андах

Участки Анд, лежат в разных широтах, отличаются количеством и составом высотных поясов. Наиболее полно высотная поясность выражена в области экватора. Животный мир Анд представлен многими эндемичными видами (лама, очковый медведь, кондор).

3. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека

Природа Южной Америки изменена в результате хозяйственной деятельности. Сокращаются площади лесов Амазонии, истощаются плодородные почвы пампы, сокращается видовой состав растений и животных. Площадь участков, охраняемых, составляет лишь 11 % территории материка. Создано около 200 заповедников и национальных парков.

 

V. Сакріплення изученного материала

• Какие природные зоны в Южной Америке занимают наибольшую площадь? Почему?

• Чем объясняется исключительное богатство и разнообразие органического мира сельвы? В чем заключается роль лесов Амазонии для газообмена атмосферы Земли?

• В чем заключаются различия между саваннами Северного и Южного полушарий на материке? Чем обусловлены эти различия?

• Какие особенности природы береговых пустынь Южной Америки?

• Какая природная зона Южной Америки, на ваш взгляд, является наиболее благоприятной для жизни людей?

• От чего зависит количество высотных поясов в горах?

• Изменение каких компонентов природы наиболее заметна по мере продвижения от подножий гор к вершинам?

• В каких природных зонах Южной Америки наиболее заметные изменения, связанные с хозяйственной деятельностью людей? Чем это обусловлено?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение по теме «национальные парки и заповедники Южной Америки».

• Задания для проведения исследовательского проекта: подготовить научную статью по теме «Настоящее и будущее лесов Амазонии».