Оформление страницы
Организационно-распорядительные
документы оформляют на бумаге форматом А4 (297 х 210 мм) и А5 (148 х 210 мм). Для удобства с
обеих сторон страницы остаются свободные поля: левое - 35 мм; правое - не менее 8 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 19 мм (для формата А4) и 16 мм (для формата А5).
Только первая
страница документа печатается на бланке, вторая и последующие - на чистых листах
бумаги.
Если текст
документа занимает не одну страницу, то на вторую страницу нельзя переносить
только подпись. На второй странице должно быть не менее двух строк текста.
Нумерация страниц.
В документах, оформленных на двух и более листах бумаги, нумерация страниц
начинается со второй.
Если текст
документа печатается с одной стороны листа, то номера проставляются посередине
верхнего поля листа арабскими цифрами на расстоянии не менее 10 мм от края. Слово
«страница» не пишется, а также возле цифр не ставятся никакие отметки.
Если текст
печатается с обеих сторон листа, то номера страниц обозначаются в правом
верхнем углу, а четные - в левом верхнем углу листа.
Рубрикация. Это
членение текста на составные части, графическое отделение одной части
от другой, а также использование заголовков, нумерации и др. Рубрикация является
внешним выражением композиционной строения делового бумаги. Степень сложности
рубрикации зависит от объема, тематики, назначения документа. Простейшая
рубрикация - деление на абзацы.
Абзац - это отступ
в начале первой строки каждой части документа, а также фрагмент текста между
двумя такими отступами. Он указывает на переход от одной мысли к другой.
Типичный абзац должен
три части:
1) зачин (формулируется тема абзаца, т.е.
сообщается, о чем пойдет речь);
2) фраза (содержится основная информация
абзаца);
3) комментарии (подводится итог того,
о чем говорилось в абзаце).
Считается, что
средняя длина абзаца должно быть 4-6 предложений. Однако в текстах документов бывают
абзацы, состоящие из одного предложения. Однако какой бы ни была его длина,
следует помнить, что это внутренне замкнутый смысловое целое.
Чтобы не затруднился
процесс чтения и обработки документа, в деловых бумагах рубрики нумеруются.
Существует две системы нумерации - традиционная и новая.
Традиционная -
базируется на использовании знаков разных типов - римских и арабских цифр,
больших и малых букв. Она дополняет абзацне членения текста (нумерация
тезисов, пунктов, правил), которое зависит от содержания, объема, состава документа.
Система использования различных обозначений должна иметь логическую строение:
А. Б. В. Г. Д...
И. II. III. IV.
V...
1.2.3.4.5...
1)2)3)4)5)...
а)б)в)г)д)...
Рубрики больше
абзац, могут называться: параграф (§), глава, раздел, часть. Они тоже
нумеруются.
При рубрикации
текста следует придерживаться следующих правил:
1) нумеровать рубрики, если есть хотя бы два
однородных элементы перечисления;
2) применять однородные средства
нумерации в однотипных частей;
3) соблюдать правила пунктуации при
комбинированных способах нумерации;
4) использовать лаконичные, однозначные
заголовки.
Новая система
нумерации базируется на использовании только арабских цифр, расположенных в пе
в ней последовательности.
Применяя ее, следует учитывать:
1) после номера части, раздела, пункта,
подпункта ставится точка;
2) номер каждой составной части включает
номера высших ступеней деления:
- разделы - 1.; 2.; 3.;
- номера подразделений включают в себя
также номера разделов - 1.1.; 1.2.; 1.З.;
- номера пунктов содержат номер раздела,
подраздела, пункта 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.3.
Использование этой
системы нумерации позволяет не употреблять словесных наименований и заголовков
частей документа.