Классификация деловых бумаг
Официально-деловая
сфера деятельности общества находит наиболее полное отражение в документах. Документ (от лат. documentum -
поучительный пример, образец, доказательство) - это деловая бумага, закрепляющая информацию
о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности людей.
Документы разделяют
на виды по разным признакам.
По стадиям изготовления
различают:
- оригиналы;
- копии.
Оригинал официального документа -
первый или единственный его экземпляр. Копия точно воспроизводит текст оригинала, а
также все реквизиты. Изготавливается она рукописным, машинописным или другим
способом. Копия обязательно имеет в верхнем правом углу отметку «Копия»,
заверяется подписью должностного лица. С юридической точки зрения оригиналы и копии
равнозначными.
По степени гласности документы
бывают:
- обычные;
- для служебного пользования (ДСП);
- тайные и др.
По месту составления документы
разделяют на:
- внутренние, которые фиксируют внутренние вопросы предприятия и
не выходят за его пределы;
-
внешние, т.е. входное и выходное
документация.
По происхождению разделяют такие
документы:
- служебные (официальные);
- личные.
Служебные документы
создаются в организациях, учреждениях, на предприятиях служебными лицами.
Личные документы пишутся гражданами вне сферы их служебной
деятельности.
По технике воспроизведения
различаются документы:
- рукописные;
- воспроизведены механическим способом.
По содержанию документы делятся
на:
- организационные (положения, инструкции,
правила, уставы и т.п.);
- распорядительные (постановления, определения, решения,
распоряжения, приказы, указания и т.п.);
- справочно-информационные (объяснительные,
докладные записки, служебные письма, телеграммы, телефонограммы, объявления,
приглашение, справки, акты, планы работы, отчеты, доклады и т.д.);
- документы коллегиальных органов
(протоколы);
- документы личного состава
(автобиографии, резюме, характеристики, личные листки, трудовые книжки, личные
карточки, трудовые соглашения, контракты);
- личные официальные документы (доверенности,
расписки, заявления, объяснительные записки, предложения, жалобы, завещания).
По форме документы делятся
на:
- трафаретные (стандартные, регламентированные);
- индивидуальные (нестандартные,
нерегламентированные).
Трафаретные
документы отражают регулярную производственно-управленческую ситуацию и состоят
по одинаковым образцам. Как правило, в них используются типовые слова и
выражения. При составлении таких документов могут использоваться бланки -
печатные стандартные формы, которые заполняются конкретными данными. Трафаретные
документы имеют самый высокий уровень стандартизации.
Индивидуальные
документы создаются для решения конкретной, часто нестандартной ситуации,
они предусматривают более широкий выбор слов и конструкций, способа изложения,
то есть характеризуются низким уровнем стандартизации.