ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»
УРОК 34 Мы - граждане Украины.
Тема. Мы - граждане Украины.
Цель: поговорить о том, как граждане Украины должны относиться к своему государству; что значит быть гражданином и патриотом сегодня; о том, как связаны наши судьбы с судьбой Родины; воспитывать в детях патриотизм.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись песни Т. Петриненко «Украина».
Эпиграф: Можно выбирать друга и по духу брата,
И нельзя мать родную выбирать,
За тобой всегда будут путешествовать
Глаза материнские и белокурая хата.
И если упадешь ты на чужом поле,
Придут из Украины ивы и тополя,
Станут над тобой, листьями затріпочуть,
Тоской прощания душу защекочут.
Можно все на свете выбирать, сынок,
Выбрать нельзя только Родину.
(В. Симоненко)
Высказывания: «Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удаль, а только истинная храбрость приносит ему пользу» (П. Нахимов).
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Д. Байрон).
«Чужбина родиной не станет» (украинская поговорка).
«Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека» (Наполеон I).
«Любовь к Родине не знает границ» (Станислав Ежи Лец).
«Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего» (В. Белинский).
Ключевые понятия:
Родина; патриот; гражданин Украины.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1 Как граждане должны относиться к своей стране?
2. Что значит быть гражданином и патриотом?
3. Как связаны наши судьбы с судьбой Родины?
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети! Вот мы и закончили изучать весь материал по этике. В 6 классе мы работали над такими темами: «Стремимся вершин добра»; «Беречь мир - вокруг и в себе»; «Общаемся с открытыми сердцами»; «Будем гражданами». Что запомнилось вам из курса этики в 6 классе?
Что с того, что мы изучили, вы возьмете с собой в дальнейшую жизнь? (Ответы детей.)
2. Актуализация опорных знаний.
Анализ контрольной работы; чтение лучших произведений из темы «Один день в стране без законов»; объяснение некоторых заданий в рабочей тетради, выдача рабочих тетрадей.
Просмотр сценки, подготовленной детьми. Обсуждение.
3. Мотивация учебной деятельности.
Звучит песня Т. Петриненко «Украина».
Учитель. Прочитайте стихотворение Василия Симоненко «Комочек земли» (с. 188-189 учебника). Как вы считаете, какой смысл вложил поэт в строки «горстка любимой земли»? Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? (Ответы детей на поставленные вопросы.)
А сейчас мы послушаем те стихи, которые дома вы подобрали к уроку. (Дети читают.)
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель. Тема нашего последнего урока - «Мы - граждане Украины». На занятии мы поговорим о том, как граждане Украины должны относиться к своему государству; что значит быть гражданином и патриотом сегодня; поговорим о том, как связаны наши судьбы с судьбой Родины.
Вы уже слышали песню Тараса Петриненко «Украина». Виконаймо ее.
Дети поют.
Какие чувства охватывают вас, когда вы исполняете эту песню?
(Чувство любви к Родине, гордости за свой край.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Как граждане должны относиться к своей стране?
Учитель. На с. 185 учебника представлены фотографии. Как вы думаете, что объединяет эти фотографии? (Авторы фотографий очень любят родной край.)
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике на с. 184 отрывок из книги Василия Шукшина. Подумайте, что для вас означает слово «Родина».
Прочитайте на с. 186 текст 1 «Как граждане должны относиться к своему государству». Найдите главную мысль в этом тексте и прочитайте мне вслух. (Мы - граждане Украины. Но быть настоящим гражданином страны означает не только проживать на ее территории, а прежде всего заботиться о ней, быть сознательными и активными членами его общины.)
2. Что значит быть гражданином и патриотом.
Учитэль. Кого мы называем патриотом? На с. 187 учебника прочитайте ответ, хотя о значении этого слова мы уже говорили на уроках. (Патриотом называют человека, который любит свою Родину, защищает ее интересы и авторитет.) Что значит быть патриотом? Как человек может доказать свой патриотизм? (Ответы детей.) Подумайте над высказываниями, которые представлены в задании 3 (с. 186-187).
Настоящий патриотизм приносит пользу государству, но когда отказываются от знания культуры и языков других народов, от толерантного общения с представителями других стран - это неправильное понимание патриотизма, которое может порождать серьезные конфликты в обществе. Любовь к своему народу не должна превращаться в шовинизм. Для того чтобы быть патриотом, нужно любить свою землю, заботиться о природе родного края, стремиться сделать как можно больше хорошего для своего города, для своей школы, своего дома, уважать людей, которые тебя окружают, и помнить, что то, какой будет Родина в будущем, зависит от каждого человека.
3. Как связаны наши судьбы с судьбой Родины.
Учитель. Представьте себе, что вам нужно новому иностранному другу рассказать об Украине. Что бы вы рассказали? Прежде чем продумать рассказ, ответьте на вопросы:
• Чем можно гордиться в Украине?
• По каким признакам узнают нашу державу в мире?
• Какие твои любимые места на территории Украины?
• Какие твои любимые уголки родного города?
• Кто твои любимые украинские исполнители песен?
• Кто из наших соотечественников прославляет Украину во всех странах мира?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
Звучит песня Т. Петриненко «Украина».
Учитель. Как заключение, я хотела бы вам прочитать стихотворение Владимира Сосюры. (Учитель читает под музыку.)
Любите Украину, как солнце, любите,
Как ветер, и травы, и воды.
В час счастливую и в радости миг,
Любите в час непогоды.
Любите Украину во сне и наяву,
Вишневую свою Украину,
Красоту ее, вечно живую и новую,
И язык ее соловьиный.
Между братских народов, языков садом обильным,
Сияет она над веками.
Любите Украину всем сердцем своим
И всеми своими делами.
Отдыхайте, набирайтесь сил, но не забывайте, о чем мы говорили на наших уроках. До свидания!