45.8.2. Моря.
Море - часть океана, более-менее
обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и характеризуется
определенным гидрологическим режимом. За уровнем обособленности и особенностям
гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние (срединные и замкнутые),
окраинные и межостровное. Средиземноморские моря иногда делят на внутріматерикові
и міжматерикові.
Морские растения, а особенно - животные имеют
большое хозяйственное значение - их используют для изготовления продуктов
питания, корма для скота, удобрений, технического сырья. Добыча морских
растений (морская капуста, красные водоросли и т.п.), рыболовство, зверобойный
промысел во многих приморских странах является основным источником существования жителей.
Значительное количество людей занято добыванием жемчуга.
Большое значение в хозяйстве
имеет зверобойный промысел - добычу китов, тюленей, моржей.
Распространено также добывание беспозвоночных
морских животных: моллюсков, ракообразных, иглокожих, губок, червей, кораллов.
Из водорослей особенно большое значение имеют фукусові,
саргасові и ламинариевые (морская капуста и др.). их используют как пищевые
продукты, корм для скота, для выработки удобрений, как сырье для
промышленности.
Моря издавна использовались как водные
пути. С усовершенствованием техники гребные судна уступили место парусным,
парусные - паровым, дизельным и, наконец, атомным. Улучшаются условия
судоходства, увеличивается дальность перевозок. Теперь морскими путями в
разных направлениях оперізується весь земной шар. С построением больших каналов - Суэцкого
(1869), Нильского (1895), Панамского (1914) намного сократились морские
пути и изменились направления грузопотоков.
Несмотря на то, что строительство портов, каналов,
судов, паромов требует значительных капиталовложений, морской транспорт
самый дешевый. Его рациональное использование становится средством сообщения стран,
снижение издержек производства.
С развитием морского транспорта в
приморских районах создается своеобразное портовое хозяйство (океанический
цикл), которое включает: водную часть
(акваторию) - водные подходы, рейды, внутренние бассейны для стоянки судов и
береговую часть (территорию) - сухопутные подходы (железные дороги, автодороги,
городской транспорт), складские помещения, гидротехнические сооружения (молы,
волноломы), причальные сооружения (пирсы, набережные и др.),
погрузочно-разгрузочные устройства и др. В портовых городах развиваются отрасли
промышленности, обслуживающих судоходство, перерабатывают импортное сырье.
В соответствии специализируется сельское хозяйство прилегающих районов.
На базе морей формируются зоны экономического
сотрудничества. Так, на базе Черного моря развивается Черноморский район экономического
сотрудничества (ЧРЕС). В 1990-1992 гг. состоялись межправительственные встречи, на которых
была создана субрегиональная экономическую интеграцию - Парламентскую ассамблею
черноморских государств. В работе этой организации принимают участие представители
Украины, России, Греции, Турции, Албании, Румынии, Болгарии, Азербайджана,
Грузии, Молдовы и Армении. Основная задача черноморской интеграции -
создание режима свободного движения товаров, услуг и капиталов с целью
расширение производственной кооперации и совместного предпринимательства.