География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

45. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

45.8. Природно-хозяйственная характеристика

  45.8.2. Моря.

  Море - часть океана, более-менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и характеризуется определенным гидрологическим режимом. За уровнем обособленности и особенностям гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние (срединные и замкнутые), окраинные и межостровное. Средиземноморские моря иногда делят на внутріматерикові и міжматерикові.

  Морские растения, а особенно - животные имеют большое хозяйственное значение - их используют для изготовления продуктов питания, корма для скота, удобрений, технического сырья. Добыча морских растений (морская капуста, красные водоросли и т.п.), рыболовство, зверобойный промысел во многих приморских странах является основным источником существования жителей. Значительное количество людей занято добыванием жемчуга.

Большое значение в хозяйстве имеет зверобойный промысел - добычу китов, тюленей, моржей.

  Распространено также добывание беспозвоночных морских животных: моллюсков, ракообразных, иглокожих, губок, червей, кораллов.

  Из водорослей особенно большое значение имеют фукусові, саргасові и ламинариевые (морская капуста и др.). их используют как пищевые продукты, корм для скота, для выработки удобрений, как сырье для промышленности.

  Моря издавна использовались как водные пути. С усовершенствованием техники гребные судна уступили место парусным, парусные - паровым, дизельным и, наконец, атомным. Улучшаются условия судоходства, увеличивается дальность перевозок. Теперь морскими путями в разных направлениях оперізується весь земной шар. С построением больших каналов - Суэцкого (1869), Нильского (1895), Панамского (1914) намного сократились морские пути и изменились направления грузопотоков.

  Несмотря на то, что строительство портов, каналов, судов, паромов требует значительных капиталовложений, морской транспорт самый дешевый. Его рациональное использование становится средством сообщения стран, снижение издержек производства.

  С развитием морского транспорта в приморских районах создается своеобразное портовое хозяйство (океанический цикл), которое включает: водную часть (акваторию) - водные подходы, рейды, внутренние бассейны для стоянки судов и береговую часть (территорию) - сухопутные подходы (железные дороги, автодороги, городской транспорт), складские помещения, гидротехнические сооружения (молы, волноломы), причальные сооружения (пирсы, набережные и др.), погрузочно-разгрузочные устройства и др. В портовых городах развиваются отрасли промышленности, обслуживающих судоходство, перерабатывают импортное сырье. В соответствии специализируется сельское хозяйство прилегающих районов.

  На базе морей формируются зоны экономического сотрудничества. Так, на базе Черного моря развивается Черноморский район экономического сотрудничества (ЧРЕС). В 1990-1992 гг. состоялись межправительственные встречи, на которых была создана субрегиональная экономическую интеграцию - Парламентскую ассамблею черноморских государств. В работе этой организации принимают участие представители Украины, России, Греции, Турции, Албании, Румынии, Болгарии, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Армении. Основная задача черноморской интеграции - создание режима свободного движения товаров, услуг и капиталов с целью расширение производственной кооперации и совместного предпринимательства.