ПОВЕДЕНИЕ ТРУДОВАЯ - комплекс целесообразных индивидуальных и групповых действий и поступков, которые определяют направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в процессе трудовой деятельности. П. т. является одной из разновидностей социального поведения, то есть процесса целесообразной активности, что соответствует наиболее значимым интересам и потребностям человека, социальной группы.
Необходимость выделения понятия "П. т." обусловлена тем, что, как известно, человек (группа), которая включена в систему трудовой деятельности, не является жестким элементом функциональной системы; между трудовыми функциями, которые отвечают ее рабочему месту и личностным способностям и намерениям, всегда есть определенная дистанция. Иначе говоря, человек не является простым "исполнителем" определенной производственной функции; поскольку люди имеют различия в способностях, возможностях, намерениях, они по-разному могут выполнять одну и ту же функцию. Это различие между "функциональным алгоритмом" соответствующей трудовой деятельности и особенностями поведения человека (или группы) в процессе ее реализации и характеризует специфику ее П. т.
Следовательно, П. т является определенным социальным ин-том в том смысле, что каждой социально-экон. системе соответствует определенный тип П. т. В этой связи категория "П. т." частично совпадает с категорией "трудовая мораль" (система моральных требований, норм, ценностей, которых придерживаются люди определенного общества в процессе выполнения трудовой деятельности).
М. Вебер, анализируя в работе "Протестантская этика и дух капитализма" специфику П. т. различных групп населения, показал, что в Германии, где протестанты и католики имели схожие социальные условия, первые, то есть те, кто воспитывался в протестантской среде, проявляли более активные ценностные ориентации на труд, вытекавшие из норм и ценностей пуританской протестантской культуры, которая требовала от человека аскетизма, рационального контроля за образом жизни и др.
Известно, напр., что среди важнейших ценностей православного предпринимателя были и такие: рассмотрение таких экон. категорий, как собственность, богатство, прибыль, которые осмысливались исключительно с т. зр. праведности или неправедности их возникновения и использования; осуждения получение прибыли любым путем; поощрение предпринимателей к благотворительной деятельности.
Рассматривая П. т. как определенный социальный ин-т общества, все же надо анализировать в первую очередь специфику П. т. индивида и группы, которые различаются между собой. Так, первая, то есть т. П. лица, зависит от значительной совокупности социальных и психол. факторов, таких как потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, мотивы деятельности, стимулы, что их підкріпляють, и др. П. т. лица сознательно регулирует комплекс действий и поступков работника, связанных с синхронизацией профессиональных возможностей и интересов с функциональным алгоритмом производственного процесса.
Что же до социальной группы, общности и ее П. т., то у нее действительно могут формироваться на основе личностных общие потребности, установки и др. Но таких потребностей, единых для всей группы, может и не быть: даже первичные трудовые коллективы могут быть сплоченными не сплоченными, иметь различную степень ценностно-ориентационной единства. Итак, главный фактор здесь - социальные или социально-профессиональные интересы группы. А т. П. группы - это социально регулируемый комплекс действий ее членов, связанный с синхронизацией их социальных или социально-профессиональных интересов с функциональным алгоритмом производственного процесса.
Выделяют различные типы (социально-трудовая, экон., функциональная) и виды (деструктивная, инновационная и др.) П. т.