ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - система взаимосвязанных действий, которые совершают люди в социальной и экон. сферах общества под влиянием собственных и групповых экон. интересов ради удовлетворения своих потребностей.
Существует много разновидностей П. с.-э.: демогр. - связана с сохранением и воспроизведением человеческой жизни; миграционно-мобильная - проявляется в разнообразных перемещениях работников между сферами занятости, отраслями н. г., предприятиями, профессиями, регионами, населенными пунктами); поведение в сфере образования находит выражение в выборе профессии, форм специального обучения, способов повышения квалификации, эффективности усвоения знаний; профессионально-трудовая - поведение работников непосредственно на рабочих местах, что характеризуется определенным отношением и качеством труда, дисциплиной, ответственностью, творческой инициативой; субъективную сторону деятельности населения в частном секторе отражает лично-хозяйственная поведение.
В реальной жизни не существует жестких границ между типами и формами П. с.-е., а есть определенные взаимосвязи, комплексы. До сравнительно мало распространенных видов комплексной П. с.-э. принадлежит, в частности, хозяйственная поведение (хозяйствования), которая предусматривает не только практ. участие работников в управлении процессом непосредственной трудовой деятельности, но и привлечения их к распоряжению фондом свободного времени, средствами в-ва, распределения материальных благ в производственных коллективах. Другой комплекс видов П.с.-е. реализуют работники, ориентированные главным образом на достижение определенной социальной нормы заработной платы (стремление к дополнительной занятости, социально неоправданной мобильности). Специфическим субъектом П. с.-э. выделяется молодежь, ориентированная на социальную мобильность, продвижения, перемещения. Вполне возможно, что определенная категория работников осуществляет П. с.-е., руководствуясь мотивами гигиены, стремлением сохранить здоровье.
В условиях перехода к социальному рыночному хозяйству актуализируется исследование предпринимательской и инновационной поведения работников как разновидности П. с.-е.
Задача соціол. науки заключается в проведении исследований, направленных на поиск эффективных методов управления поведением работников в социально-экон. сфере, а также стимулов, отражающих реальные потребности людей. При этом цель управления П. с.-э. предполагает не только правильную ориентацию интересов каждой социальной группы, но и "связывание" сусп. групповых и личных интересов "по вертикали", в то время как и интеграцию групп, взаимодействующих в "горизонтальной" плоскости.
Комплексную П. с.-э. осуществляют различные социальные группы. Выявить особенности и закономерности взаимодействия последних помогает эмпирическое исследование. Чтобы регулировать поведение групп в соответствии с социально одобряемых норм, необходимо знать интересы этих групп, а также желательные для них способы достижения интереса. Как известно, интересы - латентные явления, которые отражаются частично в ценностных суждениях, мотивации и, наконец, в поведении. Первые два элемента указанной триады обнаруживаются лишь с помощью соціол. исследования.
Соціол. исследования П. с.-е. работников предусматривает: 1) учет специфических социальных потребностей различных социально-демогр. групп работников; 2) корректировка системы материального стимулирования с учетом особенностей групповой "реакции" на различные стимулы (факторы) и новые социально-экон. реалии.